2012-й год для ОАО «Издательство «Молот» — юбилейный: В апреле пройдут чествования по случаю 90-летия типографии и одноименной областной газеты «Молот». Об истории издательско-полиграфического альянса сегодня рассказывает действующая выставка, открывшаяся в Ростове-на-Дону. В 1922-м году впервые при газете «Трудовой Дон» открылась типография.

А когда в 1924 году был образован Юго-Восточный (впоследствии Северо-Кавказский) край, и старое название уже не отвечало расширившемуся информационному полю газеты, был объявлен творческий конкурс на новое название. Автором его неожиданно стал Анастас Микоян, в то время работавший секретарем Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), который приехал в Ростов по делам реорганизации края. «Назовите газету „Молот“, – сказал он, – чем плохо? Ведь мы с вами новую жизнь куём». Новое имя тогда всем понравилось. Сохранилось до наших дней и начертание логотипа. Если повернуть название газеты вертикально, то увидишь молоток — просто, ёмко и уникально, в общем, по всем современным канонам визуализации. Хотя впоследствии, не один редактор задавался целью как-то видоизменить, улучшить шрифт заглавного слова, но потом возвращался к старому начертанию – лучше все равно не получалось.

Параллельно с газетой начало развиваться и первое собственное производство. Небольшая типография газеты была оснащена примитивным оборудованием – односторонней газетной ротационной машиной форматом 1100х650 мм и мощностью 8 тыс. газет в час, затем установили первые плоскопечатные машины Рыбинского полиграфзавода. В 1934 г. издательство уже выпускало десять наименований газет с регионом распространения – Северный Кавказ. К 1945 г. «Молот» стал крупнейшим полиграфическим предприятием данного региона, хотя во время войны производственные корпуса издательства были взорваны и превращены в руины. Восстановление предприятия было завершено в 1954 г. Началом освоения новых технологий – перехода на офсетную печать ознаменовался 1982 г. Были установлены восемь новых германских ротационных машин «Рондосет-РО-170», но и тогда издательству не повезло: пожар в августе 1990 г. уничтожил газетный цех. Оплавленные скелеты машин представляли жуткое зрелище. Типографским умельцам во главе с бригадиром Ю. К. Поповым удалось на удивление немецким специалистам восстановить две печатные машины. А еще две новые были куплены и установлены за счет госбюджета.

На этой технике молотовцы проработали вплоть до февраля 2010 г., растеряв из-за отсутствия полноцвета 60% объема газет, перешедших на конкурирующие предприятия, которые с 2002 года стали расти в регионе, как грибы после дождя. «И только лишь после установки трех печатных башен, а теперь уже и четвертой башни рулонного агрегата CityLine Express, предприятие начало возрождать былую славу, – рассказывает директор ОАО «Издательство «Молот» Людмила Николаевна Калинина.

Если в 2009 году мы печатали только 18 наименований газет, то за 2011 год уже 46, общим объемом 684,0 млн. кр./отт. в год. Выручка от производства газетной продукции выросла в два раза по сравнению с 2009 г. (за 2009 г. – 64931 т. руб., за 2011 г. – 139000 т. руб.)». Для печати этого объема газет были задействованы три башни и один фальцаппарат.

В августе 2011 г. специалистами сервисного центра компании «Внешмальтиграф» был установлен фальцаппарат 2:2:2, а в декабре введена в производство новая печатная башня CityLine Express оснащенная автосклейкой. С увеличением производственных мощностей сотрудники предприятия ожидают и рост объема газетного производства.

ОАО «Издательство Молот» — крупное полиграфическое предприятие федерального значения, печатающее центральные, областные, ведомственные и коммерческие газеты г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Рост производственных мощностей типографии начался с момента вхождения в холдинг ЗАО «Российские газеты».

Пакет заказов ОАО «Издательство «Молот» распределился на 75 % цветных и 25 % черно-белых газет. «Перспектива роста цветной газетной продукции невероятно тяжела, в связи с большой конкуренцией, но реальна ровно на ту мощность, которую обеспечивают четыре башни плюс два фальцаппарата,– поясняет Л.Н. Калинина. Газетный рынок области в прошедшем году «застыл»: газеты и не исчезают, и не появляются внове. Терпят тиражный «крах» некоторые центральные газеты: «Известия», «Труд» – выходят по 300 – 500 экземпляров. К нашей радости растет полосность рекламных газет, которые в общем объеме выручки издательства составляют 40 %». Однако возможностей роста новых рекламных изданий пока практически нет, едва появившись, некоторые из них быстро закрываются (как например, газеты «Копейка», «Мир предложений»).

И в таких реалиях издательство делает ставку на создание благоприятных условий для печати городских и районных газет, многие из которых стремятся в ближайшем будущем перейти на цветную многостраничную печать.