Ровно два года назад фондом имущества Тульской области был принят проект постановления, согласно которому создано ОАО «Телерадиокомпания РТР». Одним из филиалов нового медиахолдинга стала типография «Печатник» – самое старейшее предприятие города Ефремов. Историки так описывали жизненный уклад уездного городка «… ефремовские купцы вершили крупными торговыми операциями с хлебом и поэтому город считался самым богатым в губернии». Более 130 лет назад в городе Ефремов открылась и ныне действующая типография «Печатник», которую по праву можно считать историко-культурным наследием края, во все времена трепетно хранимая трудовым коллективом из поколения в поколение.

1-90В недалеком прошлом в 24 районных центрах Тульской области работали типографии, в которых печатались местные газеты и различная бланочная продукция. «Сегодня «Печатник» – это единственная оставшаяся реально работающая районная типография в области, а может быть и в России, – поясняет директор предприятия Любовь Щербинина. Заказчиками продукции являются 124 муниципальных образования области, в их числе ИД «Пресса 71» – объединивший в 2012 г. 24 редакции «районок», из которых 23 издания размещает у нас, также мы печатаем 5 коммерческих газет. Все районные газеты в основном еженедельные. Общий разовый тираж составляет 72 тыс. экземпляров, объем от 4-х до 16-ти полос, в четырех и двухкрасочном исполнении. Коллектив нашей типографии небольшой, но рабочий и дружный, специалисты опытные, с большим стажем работы, текучки нет. Воспитываем и обучаем молодежь, сейчас три человека учится во МГУПе. Рассуждая о перспективах печатного дела в районной типографии, всегда говорю – работы на наш век хватит, ведь телевидение и интернет – проводники общей информации, а районная газета пишет о тех, кто ее приобретает, зачастую одну газету читают 2-3 человека. Из нее селяне и горожане узнают важные новости о жизни своего района или поселка, а руководители муниципалитетов и их подчиненные – о главных проблемах, которые волнуют жителей подведомственных им территорий. И, поэтому этот источник «живых» новостей еще очень долго будет будоражить интересы местных жителей».

За свою славную историю типография «Печатник» сменила и освоила весь технологический цикл роста полиграфии – от литографии до офсетной печати. И лишь одно оставалось для нее неизменным – рентабельность. Поэтому и новую машину приобрели на собственные средства. Но получить разрешение на использование денег смогли лишь благодаря помощи губернатора Тульской области Владимира Груздева. Проект модернизации производства не из легких, т.к. помещение под цех не рассчитано для оборудования башенного типа из-за высоты потолка всего в три с половиной метра. Поэтому специалисты типографии и компании «Внешмальтиграф» детально и кропотливо обсуждали техническое задание на новую газетную машину М 360 с установкой печатных полубашен в линейном построении. Конфигурацию рассчитали в составе двух рулонных зарядок, двух печатных секций 2+2 и фальцаппарата 1:2:2, с возможностью печати за один прогон газеты из 8 полос 4+4 или 16 – 2+2. А следом, инженеры компании VMG и завода Manugraph, после длительного и тщательного согласования схемы построения машины решились на новый проект. Ведь аналогов такого расположения печатной машины М360 в России еще не было.

В конце февраля 2014 г. был подписан акт приемки, и газетный комплекс приступил к работе. Но перед этим событием состоялась рабочая встреча руководителей типографии, «Издательского дома «Пресса 71», комитета Тульской области по печати и телерадиовещанию с редакторами районных газет. Приглашенные редакторы ознакомились с процессом допечатной подготовки газетных полос, работой CtP и качеством печати на новой четырехкрасочной печатной машине М 360. Первый тиражный оттиск районной газеты «Наследие» получил положительные оценки собравшихся. «Пессимистический настрой о будущем печатных СМИ нам не присущ, – подчеркивает директор ИД «Пресса 71» Наталья Костомарова. Судите сами, после создания Издательского дома в 2012 г., общий тираж «районок» за два года вырос с 60 до 74 тысяч экземпляров. 80% тиража рассылается по подписке через «Почту России». На рубль госдотаций ИД зарабатывает собственных два. Интерес читателей к своей газете характеризует один из примеров: в Каменском районе проживает 9 тысяч человек, из которых подписчиками являются 1700 читателей. Жаль, что розничная продажа в Тульской области пока не достаточно развита, ведь средняя цена издания в киоске невысокая – 7 рублей. Из-за этого наши планы завязаны, конечно же, на подписке. Пока только в московском метро люди читают электронные книги, поэтому газета остается самым доступным информационным продуктом для жителей российской «глубинки»».

Осваивая новое оборудование и технологии в допечатных и печатных процессах, специалисты типографии «Печатник» очень надеются, что первый этап модернизации производства значительно повысит конкурентоспособность типографии и, несомненно, привлечет новых заказчиков.