Флексо Плюс №2, 2019

Интервью Дмитрия Ремизова, директора VMG-Group

Компания ВМГ (ранее «Внешмальтиграф») — одна из старейших в российской полиграфии. В то очень непростое время, на закате советской эпохи, в 1989 г. Александр Викторович Ремизов отважился создать компанию для поставок полиграфического оборудования. Вскоре основанная им компания отметит свое 30-летие. Издательство «Курсив», журналы «Курсив», «Флексо Плюс» и «Формат» сотрудничают с ВМГ много лет. Сегодня в руководстве холдинга ВМГ — сыновья Александра Викторовича, Дмитрий (генеральный директор ВМГ) и Павел (директор типографии «ВМГ-Принт»). Дмитрий Александрович рассказал нам об истории компании, ее становлении и перспективах.

Интервью Дмитрия Ремизова директора VMG Group— В 1987 г. мой отец, Александр Викторович Ремизов, в то время сотрудник Комитета по печати СССР, был командирован в Индию на завод Multigraph Machinery (теперь Manugraph) осуществлять инспекцию и приёмку газетных печатных машин, предназначавшихся для отправки в Советский Союз. В то время более 80% оборудования Manugraph поставлялось в СССР, поэтому такое условие было прописано в контракте нашей страной. И вот мой отец стал таким инженером. За время работы на Manugraph, около двух лет, отец познакомился, а затем и подружился с владельцами Multigraph, семьёй Шах.
После возвращения в Москву в 1987 году отец обнаружил, что старая советская система импорта уже практически не существует, и он задумался о создании предприятия по импорту оборудования. Вскоре появилась такая возможность, было разрешено создавать совместные предприятия, иной формы собственности в СССР тогда не предусматривалось. Позднее появилась возможность создавать частные предприятия, и доля индийской компании была выкуплена. Таким образом, 22 июня 1989 г. была создана компания «Внешмальтиграф», которая занималась и продолжает заниматься поставками газетного оборудования.

— Газетное оборудование — довольно узкая ниша, в 1990-е годы многие компании имели широкий круг поставщиков...
— Наша компания никогда не стремилась быть так называемым «гипермаркетом для полиграфистов», то есть представлять огромный спектр разных производителей оборудования и услуг с толстыми многостраничными каталогами, как приснопамятные «Софтюнион» или «Апостроф». Мы определили себя, как компания, которая работает в нишах с каким-то определенным продуктом, с определенным кругом клиентов. Тогда в начале пути «Внешмальтиграф» мы сосредоточились на рулонных машинах для газетной и книжной продукции.

— Как сегодня обстоят дела с поставками газетных машин?
— Несмотря на серьезный спад в газетном производстве во всем мире и у нас в России, поставки оборудования продолжаются, в данный момент планируется монтаж газетного агрегата в Норильске. Поскольку инсталляционная база газетных машин огромная, мы постоянно поставляем запчасти, проводим сервисное обслуживание и другие работы.

— А как себя чувствует индийский Manugraph?
— Завод загружен на 70%, заказы идут, хотя преимущественно не на экспорт, как раньше, а на внутренний индийский рынок.

— Когда Вы начали работать в ВМГ?
— В нашей семейной компании я работаю с 2000 г. — 19 лет.

— Чем занимались первоначально?
— В то время была очень популярна тема компьютерных допечатных систем и мне было интересно этим заняться. Это было моё первое направление в компании. Однако дело не пошло, и я переключился на поставку расходных материалов для полиграфии. Была создана компания «ВМГ-Трейд», которая успешно работает и поныне, ей уже 17 лет.
Затем было создание офиса в Средней Азии, который также успешно действует. Следующий этап — открытие газетной типографии «ВМГ-Принт».

— Это была Ваша инициатива?
— Нет, отца. Александр Викторович был бОльшим новатором, чем я. Именно он был инициатором создания газетной типографии.

— Ваша компания поставляет не только газетные, но и книжные ротационные машины...
— Да, мы поставили несколько рулонных офсетных книжных машин. Установок было бы гораздо больше, если бы не старые еще советские стандарты на форматы школьных учебников, обязательно 70х100 см. Отступление от стандартного формата на несколько миллиметров недопустимо. А производители оборудования за рубежом работают с другими форматами, и изготавливать машины наших форматов единичными экземплярами не имеют возможности. Но я думаю, что когда-нибудь в нашем книжном производстве изменится отношение к такой жесткости стандартов, и парк печатного оборудования можно будет обновлять.

— Как пришло решение открыть новое флексографское направление?
— Переход к флексографии случился как бы сам собой — в 2008 г. итальянская компания Gidue потеряла своего представителя в России, и нам предложили им стать. Отец сразу поддержал это предложение, и мы начали работать. Было довольно непросто переключиться на эту сферу. Газетчики совсем другие люди, чаще в галстуках, иначе организованные, нежели этикеточники и упаковщики. Это совсем другой рынок, но очень интересный. Технология флексографской печати разнообразная, сложная и наукоемкая. Вариантов печати и отделки очень много, а ассортимент запечатываемых материалов гораздо больше, чем в газетном производстве. Для изготовления этикетки применяются: печать, шелкография, ламинация, горячее или холодное тиснение фольгой, высечка, нумерация и много чего ещё. Спектр технологий для производства одной этикетки очень широк. Кроме того, флексография развивается очень быстро — посмотрите, что было 10–15 лет назад и что сейчас! В офсете, например, особых сдвигов не наблюдается, а флексография движется огромными шагами.

— Как Вы видите перспективы по рынку широкорулонного оборудования для гибкой упаковки?
— Считаю, что перспективы хорошие. Группа Bobst — производитель номер один в мире, в том числе машин глубокой печати. Есть высокопроизводительные высокотехнологичные флексографские машины, ламинаторы. Российские тенденции развития широкорулонных производств сейчас мало отличаются от мировых. Здесь уже присутствуют производители гибкой упаковки, например, Constantia Flexibles, Amcor и другие групповые компании, они задают уровень качества, который ничем не отличается от мирового. В широкорулонном производстве технологии и процессы более стандартизированы, есть сходство с газетным производством: те же жесткие требования со стороны брендов, пищевой промышленности, условия по выбору материалов. Всё большее количество требований предъявляется к возможности переработки упаковки.

— А что в производстве этикеток, в поставках узкорулонного оборудования?
— На этом направлении на российском рынке мы чувствуем себя наиболее уверенно. Положение на рынке уже достигнуто, и надо его удерживать и укреплять. Последние годы мы продаём наибольшее количество новых узкорулонных флексографских машин с ультрафиолетовой сушкой среди европейских и американских производителей.

— В чем, по Вашему мнению, залог успеха вашей компании?
— Наша сильная сторона — мощный сервисный центр. К примеру, сейчас ведутся одновременно монтажи трех разных узкорулонных машин в трех разных типографиях в разных городах страны. Сервисная служба «Внешмальтиграф» — это квалифицированные инженеры, готовые поддержать клиента немедленно. Это не приглашение специалиста из-за границы, а находящиеся здесь инженеры, готовые выехать в течение дня, здесь же и склад запчастей. Сегодня мы — лучшие в стране по сервису.

— Вы работаете не только в России, но и в СНГ?
— Да, работаем со всеми странами бывшего СССР, кроме Прибалтики. Даже с Украиной есть контакты. Успешно работает офис в Казахстане, идут поставки оборудования в Узбекистан, есть проекты в Таджикистане.

— Какие направления в бизнесе планируете развивать? Возможно, появится что-то новое?
— Мы развиваем все направления. Хорош тот бизнес, который стабилен, а наибольшей стабильностью среди наших направлений является печать. Собственная типография и офисные помещения помогли нам пережить кризисы 2008 и 2014 гг. В бизнесе по поставке оборудования случаются провальные годы. Если уж рынок перестаёт покупать оборудование, то это касается сразу почти всех типографий. Падение может быть в разы, а не на проценты. Так было в 2009 году и в 2014. Однако, разумеется, случаются и очень «жирные» годы, например, так было в 2006, 2007, 2011-2013 годах.
В узкорулонной флексографии мы лидеры рынка, но даже поставляя треть машин на российский рынок, продавец в 70% случаев проигрывает в тендерах, а в 30% выигрывает. Если доля рынка меньше, то проигрыши случаются чаще. Можно сказать, что любой продавец лучше умеет проигрывать, чем выигрывать.
Рентабельность бизнеса сейчас совсем не та, что была в начале 2000-х. Но у нас разнообразные направления: глубокая печать, флексография, металлизация, ламинация, широко- и узкорулонная печать, да и газетная печать не стоит на месте. Есть и отделочное оборудование фирмы Orthotec. Есть проекты по обновлению газетных агрегатов, а это еще сложнее, чем запуск нового оборудования. Пока расширять спектр технологий не планируем, надо хорошо работать с тем, что уже есть.
Планы у нас отнюдь не наполеоновские, мы намерены двигаться маленькими шажками, улучшая свои позиции, пока без увеличения ассортимента поставляемого оборудования. Конечно мы будем развивать типографию.

— То есть планы на ближайшие 30 лет примерно те же?
— Да, в следующие 30 лет будем придерживаться той же стратегии. Признаюсь, люблю полиграфию, полиграфический рынок, хотя он сложный, с невысокой рентабельностью, с тяжелым трудом. Но здесь работают очень разносторонние люди, технологии печати этикетки и упаковки стремительно развиваются, поэтому тут интересно. Полиграфический рынок состоит в основном из множества частных типографий, которые очень мало зависят от государства, мне лично в такой атмосфере комфортно. К тому же, я никогда не мечтал заработать много денег, а мечтал иметь интересную работу. В этом смысле я не настоящий бизнесмен.