Формат №1-18

Газетно-журнальная типография «ВМГ-Принт» объявила об инвестициях в обновление парка производственного оборудования согласно выработанной стратегии, которая предусматривает поэтапную замену отработавших узлов. В связи с этим в конце 2017 г. был подписан контракт с компанией «Внешмальтиграф» на поставку секции HiLine башенного построения для печати 4+4 и фальцаппарата производства Manugraph. Новое оборудование будет интегрировано в существующую газетную линию к началу лета 2018 г. Мы попросили генерального директора типографии «ВМГ-Принт» Павла Ремизова рассказать о планах модернизации предприятия и работе газетного производства в реалиях современного бизнеса.

Ф: Стоит признать, что за последние годы крупных инвестиций со стороны газетных предприятий в свое производство не наблюдалось. Ваша типография одна из немногих, которая заявляет об обновлении печатного парка. Назрела необходимость?

ПР: Полагаю, что не открою никакого секрета, если скажу, что любое оборудование со временем изнашивается и рано или поздно это может привести к остановке производства. Я сторонник того, чтобы оборудование регулярно подвергалось замене. Срок такой замены индивидуален и зависит от многих факторов, для полиграфического оборудования он колеблется от 5 до 15 лет. К сожалению, не всегда есть возможность делать серьезные инвестиции в оснащение, однако в любом случае оборудование необходимо поддерживать в должном рабочем состоянии. Мы приняли решение идти не по пути вечного ремонта, а установки новых печатных башен взамен устаревших. Первую башню HiLine на нашей газетной линии мы смонтировали 12 лет назад. Именно она будет заменена на новую, также как и один из двух фальцаппаратов, которыми оснащена производственная линия. В мае мы ожидаем окончания всех работ по переоснащению нашего предприятия.

Ф: Как вы оцениваете сегодня емкость газетного рынка?
ПР: Если судить по нашей загрузке, то на сегодняшний день, как, впрочем, два и три года назад, она остается стабильной на уровне 600–700 т. Свыше этого параметра мы просто физически не можем выполнить. Так что фактически предприятие работает по верхней границе своих возможностей. Некоторое время назад мы установили пятую печатную башню, благодаря которой планировали постепенно, без ущерба для производственного графика, менять по одной башне. А в итоге полностью загрузили все имеющиеся пять башен и два фальцаппарата нашей газетной установки. На мой взгляд, снижение загрузки происходит у тех предприятий, которые не ищут путей для обновления своего производства. Если, к примеру, машине 15 лет, то отказы оборудования неизбежны, что, в свою очередь, влечет снижение качества печати. В результате заказчики вынуждены искать другие варианты по размещению тиражей, происходит ротация клиентов, часть которых обращается, в том числе и в нашу типографию.

Ф: Что сегодня печатается на рулонном офсете? Происходит ли диверсификация в газетном сегменте?
ПР: Рулонная печать — это не только производство газет, как можно было бы предположить. Как и другие предприятия, которые стремятся создать комфортные условия для работы и зарабатывания на полиграфическом рынке, мы постоянно находимся в поиске новых нишевых рынков. Для себя мы открыли ряд заказов, которые, на первый взгляд, нетипичны для размещения на рулонном офсете, но, как оказалось, их вполне успешно можно печатать на газетной линии, предложив при этом заказчикам более выгодные условия производства. Все, наверное, были в McDonald’s. Так вот там на дно подносов раскладывают рекламные листы. Раньше их печатали только листовом офсете. Теперь же мы взяли десятки аналогичных заказов на роль. По нашим оценкам, объем таких листовок по Москве велик и составляет около 400 т. Мы смогли предложить заказчику короткие сроки изготовления и более низкую стоимость. Другим видом заказов стали для нас инструкции к разного рода товарам — лампам накаливания, бытовым приборам. Оказалось, что этот рынок огромен. Иначе говоря, газетная типография при умелом взгляде на свои возможности может собирать самые разные виды заказов.

Ф: Выходит, что вы в некоторой степени внедряетесь в сегмент листовой печати?
ПР: Раньше я полагал, что офсетная листовая печать выгодна до 5000 экз., а далее имеет смысл переходить на рулонную. Но я ошибался. Мы внедрили собственные ноу-хау в технологию печати, в результате которых добились более высокой линиатуры растра, чем при обычной газетной печати, и других характеристик, что делает оттиск похожим на отпечатанный на листовом оборудовании или с использованием газовой сушки на газетной линии. За счет такого повышения качества печати мы можем потеснить офсетную листовую печать и бороться за тиражи от 1000 экз. даже с учетом большого количества листов на приладку. Сегодня очень сложно привлечь клиентов только ценой. Нужны другие аргументы. Для некоторых заказчиков важна стабильность и высокое качество отпечатка, что теперь мы и можем предложить.

Ф: Вы не рассматривали в таком случае возможность оснащения вашего оборудования сушкой?
ПР: Мы задумывались над этим вопросом. Однако ставить газовую сушку — слишком дорого. При оснащении УФ-сушками мы не проходим по себестоимости, поскольку цена на УФ-отверждаемые краски слишком высока. Использование ИК-сушек снижает скорость печати, да и качество оттисков страдает. Остается только вариант применения LED-сушек, но краска при этом еще в два–три раза дороже, чем при УФ-печати. Потому мы и приступили к разработке собственной технологии печати на газетной и офсетной бумагах. Оттиски при этом не отличаются от тех, которые были напечатаны с использованием сушек. Эту технологию мы применяем нечасто, поскольку большинство заказчиков все-таки не готовы платить даже чуть дороже за более высокое качество. Многие издания сейчас на грани выживания и считают каждую копейку. А для заказов, выставляемых на тендерных условиях, единственным критерием выбора типографии является цена, поэтому для выполнения таких работ приходится использовать стандартную газетную печать.

Ф: Для каких клиентов тогда актуально высокое качество газетной печати?
ПР: Среди наших заказчиков есть частные фирмы, которые производят натуральные продукты питания более высокого класса — хлеб, молочные продукты, сыры. Для их продвижения в торговой сети требуется не только упаковка, соответствующая заявленным высоким характеристикам содержимого, но и рекламное сопровождение достойного уровня. Для таких клиентов мы печатаем рекламные газеты и материалы. У заказчиков стоит задача дать рекламу и как можно дешевле. А ничего дешевле газетной рулонной печати, как мы знаем, нет. Если же при этом качество на уровне листового офсета, то выбор однозначен. Кроме того, на нашу технологию есть спрос и среди ритейлеров.

Ф: Что позволяет вашему предприятию отвечать требованиям столь разных заказчиков?
ПР: Наша печатная машина обладает удивительной гибкостью. Она позволяет печатать все форматы газетных изданий — А2, А3, А4, А5 с количеством полос от 20 (А2) до 160 (А5) на газетной и офсетной бумагах плотностью от 45 г/м2 до 65 г/м2. А также листовки и буклеты форматов А1–А6 цветностью до 4+4, при необходимости сфальцованные и сшитые на скобу. При этом особых проблем в дальнейшем оснащении она не вызывает. Нашей машине требуются не настолько дорогостоящие инвестиции, как оборудованию других производителей.

Ф: Как вы относитесь к мнению, что газетный рынок в скором времени себя исчерпает?
ПР: Разговоры о том, что рынок газетной печати сжимается, я постоянно слышу последние 15 лет. Тем не менее, если в начале у нас была одна башня и один фальцаппарат, то сейчас — пять башен и два фальцаппарата. На мой взгляд, с рынка уходят те компании, которые не обновляют оборудование, не ищут новые направления бизнеса. Сейчас, к сожалению, ситуация такова, что многие типографии не рассматривают в ближайшем будущем возможность переоснащения и даже экономят на запчастях. Бытует также мнение, что контент уходит в интернет. Отчасти это так. Однако у газетчиков есть уникальная возможность — донести информацию до конкретного адресата, положить ее в почтовый ящик. У интернет-ресурсов при всех иных преимуществах такой опции нет. Так что я уверен в сохранении позиций и газетного рынка, и нашей типографии в частности, поэтому считаю инвестиции в оснащение производства весьма актуальными для поддержания высокого качества изготавливаемой продукции и обеспечения максимального уровня автоматизации производства.