Журнал «Полиграфия Петербурга»

Директор группы компаний VMG Дмитрий Ремизов рассказывает о текущем состоянии и тенденциях в российской издательской полиграфии.

То, что происходит с «традиционной» полиграфией, начиная с 2008 года, у нас почему-то принято называть кризисом. На мой взгляд, здесь есть подмена понятий и это слово в данном случае не верно. Последнее время под «кризисом» мы имеем в виду экономические процессы, связанные с падением ВВП, уменьшением инвестиций, часто сопровождаемые обвалом курса национальной валюты. Всё это, безусловно, напрямую влияют на полиграфическую отрасль, но наши проблемы с моей точки зрения не в экономике.

Развитие событий в секторе традиционной офсетной печати, прежде всего ролевой, идёт совершенно отличному от экономики сценарию. Мы сталкиваемся с глубочайшим изменением предпочтений потребителей. Падение всего рынка печати, а особенно печати СМИ вызвано тектоническими изменениями сознания и предпочтения людей, а вовсе не финансовыми трудностями.

Да, отрасль сокращается, процесс идёт болезненно. По нашим данным, за 2015 год закрылось около 30 газетных типографий в России, это примерно 15% от общего количества. Думаю, что в 2016 году после выборов закроется ещё ряд типографий. Однако на лицо и другая тенденция: в некоторых городах из-за закрытия предприятий рынок очищается от типографий с устаревшим или неэффективным оборудованием, а оставшиеся предприятия начинают работать с прибылью. Иногда можно наблюдать появление монополистов в своих регионах. За следующие несколько лет рынок должен очиститься от менее успешных игроков, работающих на изношенном оборудовании и не способных выжить в условиях ужесточающейся конкуренции.

Нашу ситуацию усугубляет то, что отечественные производители бумаги после девальвации рубля стали ориентироваться на экспортные рынки. Им выгоднее продавать свой товар в Индию, Китай, Европу, другие страны. В результате рублёвая цена на отечественные бумаги растёт на десятки процентов в год, но даже при этом создан её дефицит. Внутрироссийская цена так и не догнала пока мировую.

Большую работу по сдерживанию роста цен на бумагу и недопущению её дефицита проводит ГИПП, Министерство связи, однако удалось добиться только более плавного поднятия цены на бумагу отечественного производства. Впрочем, и этот результат очень значим, ведь полиграфисты имеют полугодовые и годовые контракты с издателями, а те в свою очередь собирают деньги на подписку более, чем за полгода. То есть резкое изменение цены на печатную продукцию в середине подписного цикла невозможно.

Что касается вопроса применения цифровых машин для газетной и журнальной печати, то я лично очень скептичен. Даже в этикетке, где один квадратный метр материала стоит 30-40 евро центов, цифровая печать не доминирует, а лишь присутствует в сегменте небольших тиражей. Что же говорить о газете? Стоимость выхода на тираж явно меньше 1000 рублей. Что мы экономим? Зато краска для офсетной газетной печати раз в тридцать дешевле, чем для цифровой.

Думаю, что тиражей газет в 500-1000 экземпляров, что оптимально для цифровой печати, в периодической печатной прессе в перспективе не будет. Такие задачи - это всё-таки больше формат электронного распространения, например рассылки PDF файла по подписчикам или специализированное мобильное приложение. Будущее газетной и журнальной печати, с моей точки зрения, – это рекламная продукция. Бумажный спам, так сказать. А это большие тиражи.

В США последние два года наблюдается увеличение продаж газетных рулонных машин. И это после пятилетнего затишья. За 2014 и 2015 годы компанией Manugraph-DGM, например, было продано 14 печатных башен и несколько фальцаппаратов. Продавались и дорогие машины двойного диаметра с полной автоматизацией. Логика тут простая. Выжившие типографии поглотили менее удачливых конкурентов и теперь должны обновлять свои печатные линии.

Нашей отрасли сейчас помогла бы отмена практики применения так называемого флорентийского соглашения. Зарубежные типографии, изготавливая российскую печатную продукцию, уплачивают сниженный НДС 10%, в то время как отечественные полиграфисты платят 18%. Это ставит нас в неравные условия, давая преимущество иностранным (прежде всего европейским) предприятиям. Странно, что такая ситуация существует уже более десятка лет и не была изменена даже в период санкций против России со стороны стран Евросоюза.

Посмотрим, как будем развиваться отрасль печатных СМИ дальше. Я считаю, что через 3-4 года мы получим совершенно новый рынок, не похожий на то, что было в начале двухтысячных. Не знаю, каков будет размер этого рынка, но для того, чтобы типографиям на нём работать, закрепиться надо сейчас.