«Полиграфия» №10, 2013

«Корпорация «ERNUR» была создана в г. Шымкент (Казахстан) в 1994 г. Сейчас в ее состав входят три дочерние фирмы: ERNUR-print, специализирующаяся на печати периодики и оперативной полиграфии, ERNUR-press - организация подписки, издательская и рекламная деятельность; ERNUR-media - торговля печатной продукцией через собственную оптово-розничную сеть.

А началось все 20 лет назад, когда студент Ерлан Нурмаханов взялся за распространение в своем городе газетной продукции. Сегодня глава «Корпорации «ERNUR» Ерлан Заипович Нурмаханов — гость нашей редакции.

Ерлан Заипович, охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнюю ситуацию на газетном рынке Казахстана. Какие тенденции формируются в газетном бизнесе?

1-50

Сегодня, на мой взгляд, в Казахстане идет процесс стабилизации газетного рынка. Раньше у нас выходило огромное количество самых разных частных газет, в том числе ежедневных. Сейчас ситуация изменилась, все издания - государственные, общественно-политические, городские, местные, развлекательные, досуговые и др., заняли свои ниши и «поймали» свой тираж. Конечно, в зависимости от качества публикуемых материалов он то возрастает, то падает, но в целом рынок сформирован, и все основные игроки обозначили на нем свои места. Понятно, некоторые газеты стагнируют, некоторые растут, какие-то закрываются, а какие- то открываются, ведь рынок - живой организм. Общая тенденция республиканских газет - постепенное падение тиражей - 5-7 % в год. Стабильные тиражи имеют развлекательные и семейные издания, различные дайджесты. Появился новый сегмент высокотиражных многокрасочных изданий на газетной бумаге - бесплатные рекламные каталоги торговых сетей. Их тиражи растут.

Должен сказать, что казахский газетный рынок сильно отличается от российского, ведь население Казахстана составляет всего 17 млн человек, естественно, и тиражи у нас другие. Так, самый высокий тираж популярных газет составляет около 100 тыс. экз. Это - пик. Бесплатные издания выпускаются тиражами максимум до 300 тыс. экз. Государственная республиканская газета имеет общий тираж около 150 тыс. экз. А так как печатается она децентрализованно, на долю каждого региона приходится самое большое - 30 тыс. экз. Например, в Шымкенте на Южно-Казахстанскую область мы печатаем 30 тыс. экз. республиканской газеты, а в Астане - всего 10 тыс. экз.

Хочу заметить, что Шымкент и вся Южно-Казахстанская область заметно отличаются от других регионов страны. Здесь люди более политизированы, активны, читают газеты. В области зарегистрировано и выходит свыше 300 изданий. Это много, в Алматы выходит около 200 изданий. Мы начинали свой бизнес в Шымкенте, и действительно здесь наблюдался большой всплеск самых разноплановых газет - начиная от сборников сканвордов до политических, выпускаемых на всю республику.

Почему Вы избрали для бизнеса печатную отрасль, ведь по образованию Вы не полиграфист?

В полиграфию я пришел совершенно случайно. Это произошло в 1994 г., мне было 20 лет, я учился в Шымкенте (тогда он назывался Чимкент) в строительном институте. В то время у меня была любимая газета - «Караван», выходившая один раз в неделю. И вот однажды в течение двух недель в городе не было этой газеты. Я позвонил в редакцию и спросил, почему нет «Каравана». Мне сказали, что распространитель не оплатил заказ и газету в Чимкент не отгрузили. Я спросил, можно ли мне заняться этим делом и что для этого нужно. Оказалось, нужны деньги для предоплаты и все. Я поехал в Алма-Ату, заплатил за тираж, привез его и начал продавать газеты.

До 1997 г. я занимался оптовой продажей газет. Постепенно дело развивалось. У меня уже был небольшой штат сотрудников, расширялся ассортимент продукции, в который входили такие популярные издания, как «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», спортивные газеты и др. А в 1997 г. мы решили открыть свое собственное издание, основу которого составляла телепрограмма. Это была очень простая газета объемом в две полосы формата А3. Она и сейчас выходит, хотя, конечно, сильно видоизменилась и состоит уже не только из телепрограммы.
В течение 3-4 лет мы открыли еще несколько изданий. Наша первая газета достигла тиража в 100 тыс. экз., и при розничной цене 1 руб. и себестоимости 50 коп. стала приносить хороший доход. Появилось желание расширить бизнес, и мы подумали, что можем купить газетную печатную машину для выпуска собственных изданий. В Алматы у друга я увидел машину RO-62, приобретенную за 40 тыс. долларов США, и решил: это то, что нам надо. Однако в то время представление о газетных технологиях, форматах, красочности и объемах газет у нас было весьма приблизительное, поэтому в течение полугода я все это усиленно штудировал, узнавал, какие выпускаются газетные печатные машины, изучал полиграфический рынок.

В результате в 2002 г. в Англии мы приобрели за 200 тыс. евро б/ушный 7-секционный газетный агрегат GOSS Suburban. Это была наша первая печатная машина. К этому времени в Шымкенте было построено здание типографии и приобретен старый детский сад, в котором после ремонта и реконструкции расположился офис нашей компании.

В марте 2003 г. была отпечатана первая продукция. На машине можно было печатать 4+4, но так как тогда мы не очень представляли технологию цветной печати, не знали, что такое совмещение красок, цветоделение, то печатали только цветные плашки. В 2005 г. была приобретена печатная машина индийского производства Ronald Super красочностью 4+1. Настоящим прорывом в развитии печатного производства стал июнь 2011 г., когда медиахолдинг приобрел у компании «Внешмальтиграф» газет-ный комплекс CityLine Express производства Manugraph в составе двух печатных башен 4+4, секции башенного типа для печати 2+2 с двойной рулонной зарядкой с электроподъемником, моносекции 1+1 со встроенной рулонной зарядкой и фальцаппарата 1:2:2 с устройством третьего сгиба. В 2012 г. мы купили еще одну линию CityLine Express для новой типографии в Астане. А сейчас решаем вопрос о приобретении еще одной, дублирующей машины для этой типографии.

Какое оборудование, кроме печатного, установлено на производстве?

Сейчас уже не верится, но до 2002 г. у нас не было даже копировальной рамы. Все делалось вручную. В 2005 г. с приобретением первой машины CityLine Express освоили фотонабор, сейчас в обоих городах установлены CtP. Что касается послепечатного оборудования, в линию с печатными машинами установлены стеккеры и обвязчики. Есть еще специальные станки, выпускаемые в Черкасске, позволяющие минимизировать отходы и экономить бумагу. Печатники оставляют на втулках по 15-20 кг бумаги, которая затем склеивается и наматывается на один рулон, с которого идет печать полноценной продукции. А уж остатки в 2-3 кг либо сдаются в макулатуру, либо разрезаются на листы.

Значит, сейчас в состав Вашей корпорации входят две типографии - в Шымкенте и в Астане? И на развитие какой типографии Вы делаете ставку?

Да, недавно мы открыли типографию в Астане. Это немного необычно, ведь получилось, что провинциальная компания открыла филиал в столице. Сейчас нас кормит Шымкент, а в перспективе ставку делаем на Астану. Там построено трехэтажное здание площадью около 3 тыс. м2. Первый этаж занимают производство и склады, второй - офисы, а на третьем этаже расположены 9 квартир для сотрудников. Это удобно, ведь мы пригласили их из Шымкента, взяв из каждой бригады по одному печатнику, двоих доучили, и получилась бригада в 5 человек. А на сортировке работают их супруги. Всего на производстве в Астане занято 12 человек.

Какие газеты вы печатаете?

«Корпорации «ERNUR» издает 17 собственных газет. Это примерно 20 % загрузки. Остальное - полиграфические услуги, которые мы оказываем нашим партнерам. Всего за месяц на производстве в Шымкенте обрабатывается 200 т бумаги, в Астане - пока только 50 т, но нельзя забывать, что здесь типография открылась совсем недавно.

Газеты разные - ежедневные, в том числе центральные, еженедельные, ежемесячные и др. Самый большой тираж имеет собственное издание «ERNUR». Это газета на казахском языке, аналогичная российской газете «Семья», выходит два раза в месяц. Ее тираж - 80 тыс. экз., объем - 16 полос формата А3. Среди ежедневных газет самый большой тираж составляет 35 тыс. экз. Есть областные и муниципальные газеты. Всего около 80 названий.

В Астане мы конкурируем с пятью типографиями, выпускающими газеты. Но нас это не пугает, ведь у нас самая современная и производительная техника и подготовленные кадры.

Расскажите, пожалуйста, как работает служба распространения?

В 2003 г. мы занялись организацией подписки и распространения собственных изданий на юге Казахстана. Сейчас в нашей службе доставки заняты более 300 человек. Есть свои почтальоны, техника, 35 киосков. Примерно четверть тиража распространяется собственными силами. Остальное - подписка и розница через другие агентства, работающие в разных регионах. В Астане для реализации газетной и журнальной продукции мы планируем разработать красивые и удобные киоски. Но это будет немного позже, сначала надо укрепить полиграфическую базу.

Ерлан Заипович, что, по Вашему мнению, наиболее важно для жизнедеятельности газеты?

Считаю, что это прежде всего - высокое качество печати, актуальная тематика, территориальная доступность. Важно понять, что интересно региональному читателю в данный момент, и быстро готовить к выходу высококачественное по всем параметрам издание.
В нашей компании над созданием газет работают журналисты - настоящие профессионалы своего дела. Периодически выпускаются специальные издания для деловых людей и домохозяек, освещающие темы современной моды, косметологии, кулинарии и здорового образа жизни, выпускаются детские газеты, в общем, читателям есть что выбрать.

Каким Вы представляете себе будущее газетного рынка?

Я думаю, что в классическом виде газетный рынок сохранится еще в достаточном периоде, но растет поколение, которое уже предпочитает планшетники, смартфоны и впитывает информацию из Интернета. Современный газетный бизнес требует немалых вложений в технологический процесс, и старое оборудование не сможет удержать производство на плаву, из-за чего объемы печатной продукции будут сокращаться, а неповоротливые типографии станут закрываться. Продолжат рост только самые сильные, которые будут обслуживать небольшой, но стабильный газетный рынок. Поэтому, чтобы выжить, нужно переоснащаться, находить и осваивать новые рынки сбыта, выпускать новую продукцию. Наверное, это будут уже не традиционные газеты, а издания, больше тяготеющие к журналам, так называемая полукоммерческая продукция. Так мне видится будущее газетного рынка.

Как в Казахстане чувствуют себя СМИ, есть ли прямая поддержка государства бумажных изданий и полиграфии?

Государство через тендеры выделяет различным СМИ деньги на поддержку государственной политики. Кроме того, есть программа инновационного развития, но, насколько мне известно, полиграфические предприятия в нее еще не вошли. Я не слышал, чтобы государственные субсидии специально выделялись на полиграфическое производство. Но полиграфисты - народ жилистый, они и сами все вытаскивают.
Государство реально помогает производству путем программы поддержки малого и среднего бизнеса, которая, если ее тщательно изучить и проанализировать, дает очень много привилегий, в частности возможность получить кредит на льготной основе. Например, наши банки кредитуют из расчета 12-14 % годовых. Государство субсидирует половину процентных ставок. В итоге кредит достается под 7 % годовых при уровне инфляции в 9 %. По сути, обеспечиваются «бесплатные» деньги на развитие. Это касается многих отраслей, в том числе и полиграфии. Кроме того, если вы строите какое-то предприятие, государство берет на себя 50 % расходов на проведение коммуникаций - дороги, отопления, газо- и электроснабжения. Если компания выходит на уровень экспортеров в другие страны, на содержание зарубежного филиала выделяются определенные средства. Иными словами, государство существенно поддерживает производство. В крупных городах открываются центры поддержки предпринимательства. Думаю, что ближайшие 2-3 года эта программа даст хорошие результаты.

Повлияло ли вступление Казахстана в Таможенный союз на стоимость бумаги и материалов?

Бумага у нас российского производства. Сейчас начала поступать и белорусская. Мы думали, что после вступления в ТС ее стоимость снизится, но этого не произошло. Мы не почувствовали снижения цен, но они и не выросли, что тоже неплохо.