«Publish» №9, 2013

Отвечая на наши вопросы, генеральный директор холдинга «Внешмальтиграф» Дмитрий Ремизов отметил, что время огромных газетных типографий, оснащённых рулонными машинами двойной ширины, ушло. А ещё он объяснил, почему это привело к упрочению лидирующих позиций его компании на российском рынке.

Какие изменения происходят на рынке рулонного офсета и, конкретнее, в сек-торе газетных машин одинарной ширины с момента кризиса 2008 г. и как ваша компания к ним адаптируется?

Давайте смотреть шире. Ведь сформулировав нишу «машины одинарной ширины», Вы по сути охватили весь современный российский полиграфический рынок. Я слабо представляю кого-то, кто сейчас будет покупать машину двойной ширины. Даже если теоретически смоделировать такого покупателя, то он будет один. Всё остальное — это то, чем занимаемся мы: оборудование одинарной ширины одинарного диаметра. Между описанным Вами сектором и рынком газетного оборудования в России можно поставить знак равенства.
Дело в том, что всё остальное — это решения для миллионных тиражей. Они были хороши и востребованы при Советском Союзе и даже лет десять назад.

А сейчас больших тиражей кроме Москвы нигде больше нет, столица же такими машинами уже «упакована».
Все остальные заказы — это небольшие тиражи, большие номенклатура и полосность. И для них однозначно нужны машины одинарной ширины. Возможно, кому-то потребуются машины двойного диаметра, но и это маловероятно.

Ситуация на этом рынке в последние годы всем ясна — он стагнирует. Возможно, есть падение. Газетная машина работает от 10 до 30 лет — в зависимости от загрузки и условий эксплуатации. И с момента кризиса 2008 г., в принципе, ни одна из газетных типографий могла не обновляться. Обновления были, но даже при их полном отсутствии общество бы этого не заметило, потому что существующие машины можно чинить и латать, продолжая работать с ними лет десять или больше.

Да, с 2008 г. инвестиции в этот сегмент сильно сократились, но наша компания пострадала не сильно. Мы существенно увеличили свою долю рынка — до 70-80%. Совсем не продаются машины двойной ширины и двойного диаметра — и теперь это наш рынок, и наши клиенты.
Это всё касается новых машин. Если же говорить о всём рынке, то составная его часть (уверен — меньшая) — это бывшие в эксплуатации машины. На этом рынке появилась интересная особенность — увеличилось количество проектов с б/у машинами (лично слышал о 3 таких проектах), которые не удаётся запустить. Т. е. люди покупают машины, пытаются их установить и запустить, но не могут на них работать.
Глубина стратегического планирования в отрасли сейчас понизилась до года-двух. А что будет через 3 или 5 лет, уже никто не знает...
В такой ситуации некоторые руководители предпочитают инвестировать в оборудование б/у, притом максимально недорогое. Однако рынок подержанных газетных машин не безграничен. Насколько мне известно, в США все адекватные варианты б/у машин уже выбраны. В СНГ тоже предложений очень мало. Несколько месяцев назад у нас был заказчик, который очень хотел купить б/у машину CityLine Express в приличном состоянии. Но мы не смогли ничего предложить. С 2008 г. около четырёх CityLine Express сменили хозяев, и мне не известно о новых предложениях. То, что можно купить сейчас, находится в ужасном состоянии. В итоге участились случаи, когда закупаются такие б/у машины, которые вовсе не работают.

Многие типографии, которые раньше замахнулись бы на новую, серьёзную машину, выбирают дооснащение и модернизацию. Нужно как-то расшириться, а выбирают минимальные варианты дооснащения.

Рынок сейчас сложный, но мне это даже нравится. Нам не интересно работать на рынке, где конкурировать можно только по банальным техническим параметрам. Где наша компания выступала бы как обычный продавец оборудования. В такой работе не нужны инновации, опыт. Получил деньги, довёз машину, растаможил, передал покупателю — всё. Даже монтаж и гарантийный ремонт нередко делают специалисты производителя. Неинтересно. Так раньше работали.

К счастью, сейчас не так. Половина из наших текущих проектов — сложные: хитрые дооснащения, когда надо куда-то на уже существующем производстве вставить башню или зарядку. Например, в Ульяновске мы составили единый комплекс из трёх частей. Часть машины уже была там, часть (тоже наша машина) — в другой типографии в Кирове, а третья была заказана новая на Manugraph.