«Полиграфия» №2, 2013

Юрий Горяев: «Свой путь в полиграфию, я начал с издательского бизнеса»... Эстафету развития Дзержинский полиграфический комплекс (ДПК) получил от издательства «Партнер». Создание частного газетно-журнального предприятия стало логическим продолжением классического альянса издательство-типография. Выпускаемая печатная продукция ДПК теперь хорошо известна далеко за пределами Приволжского федерального округа и продолжает находить читателя даже в курортных уголках, полюбившихся российским туристам. На вопросы журнала отвечает генеральный директор предприятия Юрий Горяев.

 1-10Юрий Валерьевич, Вы думали о создании собственного газетного производства тринадцать лет назад?

Да что Вы! И в мыслях ничего подобного не было. Дзержинск - город химиков, и большая часть населения в те времена трудилась на профильных предприятиях, а после смены возвращалась домой, к телевизору. В 2000 г. начался подъем выпуска недорогой цветной развлекательной прессы, которая наряду с информационными публиковала и рекламные материалы - о местном рынке товаров и услуг. Красочных журналов издавалось и продавалось в киосках немало, но для большой части жителей регионов они были не по карману, впрочем, ничего не изменилось и сегодня. У нас витали идеи о создании издательства, но в какую нишу направить свои устремления, не могли определить. Начав изучать рынок прессы, мы с удивлением обнаружили, что издания со сканвордами выдерживают полумиллионные тиражи в неделю и постоянно востребованы читателем. Хиты продаж центральных издательств - «Крот», «777», «Гвоздь сезона», «Кайф по выходным», «Пиковая дама» печатались даже миллионными тиражами. Сложности в создании такой печатной продукции не было, и мы, решив попробовать свои силы в этом сегменте, открыли издательство «Партнер».

Что же начинающие издатели смогли предложить своему читателю?

По нашему убеждению, всем газетам, которые продавались в городе, не хватало цвета. Они выходили в черно-белом виде или красочностью 4+1. Как нам виделось, газета должна была изначально стать яркой, насыщенной красками и интересным содержанием. Поэтому первая газета получила название «Попугай», и за год ее отпускной тираж достиг 90 тыс. экз. в неделю. Следом вышла в свет популярная и сейчас газета с ударным названием «Бомба с перцем». Вложив в нее привлекательные для проведения досуга рубрики: веселые рассказы, анекдоты, кроссворды и сканворды, мы на перегретом рынке все же смогли удивить распространителей и читателей, которые вначале брали ее больше из-за названия. За три месяца газета вышла на тираж 100 тыс. экз. в неделю, а к концу года - 300 тыс. В совокупности все газеты нашего портфеля на тот момент составляли 600 тыс. экз. в неделю и распространялись уже по всей территории России. И если конкуренты ранее спокойно относились к нашему развитию, то вскоре начали нервничать.

Требовался следующий шаг на опережение?

Да. И такой, чтобы обеспечить себе будущее на рынке. Мы печатали свои тиражи в различных типографиях и испытывали по тем временам большие трудности. У издательства срок реализации продукции, а значит, и возврата денег растягивался на 90-120 дней, а платить за типографские услуги нужно было при сдаче заказа, в лучшем случае - при получении тиража. Эта кабала выбивала из финансовой колеи, создавала долговые проблемы. В такой ситуации, раскидывая печать тиражей по территории страны и неся убытки из-за логистики, мы не могли развиваться. Ситуация накалялась, и нестабиль¬ные результаты стали начальной точкой для следующего стратегического шага - строительства собственной типографии.

Вы помните, как все начиналось?

Для нас все было впервые. Изначальную задачу сформулировали сразу - не брать площади в аренду, а строить, начиная с закладки основательного фундамента для будущего производства. На тот момент это было тяжелое, капиталоемкое решение, но по прошествии времени подтвердилась правильность выбранной стратегии. Без твердой основы под ногами мы не смогли бы так развиваться. Были построены основное здание, подстанция, собственный водовод, подведены электричество, газ, канализация и др. При выборе оборудования познакомились с компанией «Внешмальтиграф», а в 2006 г. уже приобрели первую газетную машину CityLine Express в составе двух печатных башен.

1-11

Строительство газетного производства - это большие инвестиции. Как финансировался проект?

Издательство финансировало производство. Все деньги, вложенные в строительство новых зданий редакции и типографии, а также в приобретение полиграфического оборудования, - наши внутренние, мы не привлекали заемных средств. На сегодня у «Партнера» 120 собственных зарегистрированных изданий, которые и приносят прибыль, направляемую на дальнейшее развитие бизнеса. Газетное производство за 7 лет выросло, линейка печатного оборудования концерна Manugraph представлена теперь тремя ведущими моделями. В типографии установлены четыре печатные башни: надежная и популярная CityLine Express, две башни HiLine и новейшая печатная машина HiLine Express с УФ-сушкой, которую мы приобрели на выставке drupa 2012. В линии работают четыре автоматические рулонные зарядки. Весь комплекс оснащен тремя мощными фальцаппаратами 2:2:2, на каждом установлены устройства третьего сгиба, на двух - устройства параллельного фальца. Готовая продукция обрабатывается тремя стеккерами с обвязчиками.

Приобретая HiLine Express, Вы подписали контракт без автоматизированной системы приводки QuadTech. Что послужило толчком для отдельной покупки этой системы?

Мы анализируем и просчитываем все варианты, изучаем ситуацию на рынке, после чего и принимаем то или иное решение. У нас постоянно увеличивается количество сторонних заказов на печать, в связи с чем возникает потребность в новых технологиях, экономика тоже диктует свои условия. Сегодня мы в состоянии отпечатать всю продукцию нашего рынка и готовы предложить самые выгодные цены, поэтому без автоматизации производства уже не обойтись. Да и кадры обучать легче, автоматизированная машина не требует высокой квалификации всей бригады, достаточно одного печатника. Приобретая автоматизированную систему QuadTech, все понимали, что это не пустая трата денег, а возможность занимать лидирующие позиции на рынке по ценообразованию, сдерживать рост себестоимости продукции, обеспечивая при этом высокое качество печати. Первые расчеты показали, что внедренная система QuadTech позволила на 15 % сократить затраты времени на приводку и расход бумаги - на 30 %. Сегодня модернизация производства вносит существенный вклад в продвижение бизнеса.

В цехе работают газетные машины разных модификаций. Насколько быстро печатники осваивают оборудование?

Вся производственная история нашего газетного цеха с момента установки первого CityLine Express насыщена количественными показателями отпечатанных тиражей, оборудование работает на максимальных загрузках и вполне исправно. Учитывайте, что за шесть лет с момента создания типографии мы в режиме безостановочного производства постоянно переоснащаемся, меняя печатные башни на новейшие. Бесспорно, что современные машины удобны в использовании, печатники, проработавшие годы на CityLine Express, встав за пульт управления HiLine, обратно переходят с трудом. Доходило до смешного: чтобы не возвращаться, печатники утверждали, что уже разучились работать на старой модели. После запуска в эксплуатацию HiLine Express все печатники мечтают работать только на нем. И не удивительно, трудозатраты минимальные, автоматизация дает возможность контролировать процесс печати в реальном времени без особых хлопот. Да и обслуживание машины в удовольствие, последняя модель семейства HiLine пришлась, как говорится, сразу ко двору. Она оснащена новой красочной группой с тремя накатными и тремя раскатными валиками и предназначена для печати иллюстрированной газетно-журнальной продукции с применением сушильного устройства. Машина новая и перспективная. Рынок не дает нам расслабиться, конкуренты выпускают газетную продукцию с мелованной обложкой и переходят на полную тетрадь из легкомелованной бумаги. Чтобы не отставать, и было принято решение о приобретении универсальной газетно-журнальной печатной машины HiLine Express, оснащенной УФ-сушкой.

1-12

Справка.

В Дзержинском полиграфическом комплексе печатается около 180 изданий, из них примерно 70 % красочностью 4+4, 20 % - 4+1, 10 % - 1+1. Периодичность - еженедельные, раз в две недели и ежемесячные. Обрабатываются заказы от 1000 до 1,5 млн экз. Основные тиражи изданий составляют от 10 тыс. до 50 тыс. экз. Типография перерабатывает в среднем 530 т бумаги в месяц. Применяется газетная бумага плотностью 42-55 г/м2, ширина роля 42-84 см; офсетная плотностью 55-65 г/м2 и шириной роля 80 и 84 см; легкомелованная плотностью 54-55 г/м2 и шириной роля 80, 84 см. Производится печать изданий разных форматов: А5 от 32 до 96 полос, А4 от 16 до 112 полос, А3 от 8 до 48 полос.
В декабре 2012 г. модельный ряд HiLine, состоящий из двух печатных башен, пополнился печатной машиной HiLine Express, УФ-сушкой и рулонной автосклейкой. Новая печатная башня оснащена автоматической системой приводки QuadTech Register Guidance System, которая позволяет получать качественные оттиски, затрачивая минимальное количество бумаги на приладку до выхода на тираж. На фальцаппарат 2:2:2 установлена автоматическая система контроля рубки полотна QuadTech Ribbon Control System. После окончания всех монтажных и пусконаладочных работ общая конфигурация газетного комплекса насчитывает четыре печатные башни, включая CityLine Express, четыре автоматические рулонные зарядки, три фальцаппарата 2:2:2. Кроме того, линия включает три стеккера компаний TPE и RimaSystem.
В типографии работают: две листовые машины Komori Spica 429; семь ВШРА Muller Martini, два из которых формата А3; четыре резальные машины - Perfekta 115, Perfekta 92, Perfekta 76, Wohlenberg 76; фальцевальная машина и машина для упаковки готовой продукции в полиэтилен.

Сможет ли издательство загрузить HiLine Express?

Собственное производство предоставляет все новые техно-логические возможности для развития издательского ассортимента. Мы с самого начала хотели печататься только у себя, не отсылая заказы в Прибалтику, Украину или Европу. Развиваться можно внутри печатной базы страны, и мы это уже доказали. Покупка современной печатной машины HiLine Express открывает широкие горизонты возможностей для печати на «меловке». Сейчас внедряем УФ-технологию: отрабатываем печать с красками, меняем увлажняющие растворы, тестируем офсетную резину разных моделей. Пытаемся найти оптимальное соотношение цены и качества нового технологического процесса. ДПК - одно из первых российских полиграфических предприятий, которое приобрело дополнительное устройство параллельного фальца для выполнения заказов форматом А5. Тиражи самого малого формата теперь печатаем далеко за сто тысяч. У нас появились постоянные заказы на издания объемом 48 и 64 полосы. Меняются и рыночные тенденции современных издательств нашего жанра, переходя все более в формат А4. Интерес у издателей вызывает и роль 70, который позволяет выпускать что-то среднее между А3 и А4.
Уменьшение форматов газет диктует жесткая экономика, оптимизируются расходы на материалы, бумагу и логистику. Чтобы удовлетворить технологические требования издателей в газетно-журнальной продукции, мы почти полностью оснастили типографию современным высококачественным оборудованием, но все же опять не хватает печатных мощностей, поэтому в ближайшее время планируем заменить CityLine Express на новую башню HiLine.

Общероссийская кадровая проблема не дает развиваться современным производствам. За счет каких мер удается формировать коллектив?

В типографии работает 200 человек в возрасте от 25 до 45 лет. У нас в каждой бригаде теперь есть печатник-бригадир, два помощника печатника и два ученика, которые обучаются, набираясь опыта. Зачастую многим просто не дано понять, как создается цвет и где находится ключ к освоению профессии. Отсев немалый: кто-то не может освоить специальность, не соблюдает дисциплину, имеет вредные привычки, с ними расстаемся сразу. Первым критерием для персонала является трезвый подход к работе, если рабочий замечен пьяным, то взимаем штраф в размере от 2 до 5 тыс. руб., несмотря на заслуги. Понимаем, что воспитывать нужно свои местные кадры, хотя привлечение «варягов» возможно, если они образованны и хотят работать. Жаль, что разрушена система специального технического образования, которая могла бы обеспечить нас профессиональными кадрами, которые бы интенсивней развивали производство и обеспечивали постоянный должный технологический уровень на всех этапах производственного процесса. Современная типография - это сложный механизм, который требует слаженной работы всех звеньев. Высокотехнологичное полиграфическое оборудование без специалистов - железо, а в руках умелых печатников и технологов оно превращается в инструмент, настроенный на производственный лад. И мы с момента создания издательско-полиграфического бизнеса стараемся не потерять своего индивидуального звучания, несмотря на все усилия конкурентов оставить нас позади.

Спасибо за откровенный разговор.
Материал подготовлен редакцией журнала «Полиграфия»