«Формат», № 5, 2010 г.

Павел Ремизов,генеральный директор, типография «ВМГ-Принт» (г. Подольск, Московская обл.) Не секрет, что газетные издательства, как и газетные типографии испытывают сегодня некоторые трудности. Первые – вынуждены сокращать тиражи и искать новые пути прибыльности своего издания, вторым – ничего не остается, как оптимизировать свое производство под текущие условия функционирования газетного бизнеса. Мы решили поинтересоваться у руководителя одной из специализированных типографий, выпускающих газетную продукцию, о перспективах этого рынка и взглядах на собственное положение на нем.

2-50

Ф: Хорошо известно, что создание типографии «ВМГ-Принт» в свое время было инициировано компанией «Внешмальтиграф», дистрибутором одного из ведущих производителей оборудования для газетной печати – Manugraph. Но несколько лет назад о вашем предприятии заговорили как о серьезном игроке на рынке. Что изменилось за эти годы?
ПР: Изначально наша типография задумывалась в качестве демонстрационного зала для показа в работе и ознакомления с возможностями рулонных печатных машин, производимых компанией Manugraph. В 2002 г., когда все только начиналось, мы базировались на территории типографии «Красная Звезда», имея в наличии однобашенную машину NewsLine. В то время ощущалась нехватка газетных мощностей в Москве, и буквально за полгода работы в две смены нам удалось выйти на проектную загрузку. Понимая необходимость расширения производства, в 2005 г. мы смогли приобрести собственное помещение в подмосковном Подольске и установили рулонную офсетную машину с тремя печатными башнями CityLine Express. С этого момента типография стала функционировать как самостоятельное коммерческое предприятие. В 2008 г. в связи с растущим спросом на газетную продукцию машину CityLine Express заменили на более производительную и современную HiLine 45.
Ф: Каковы возможности типографии «ВМГ-Принт» в настоящее время?
ПР: Несмотря на то, что прошлый год в целом оказался довольно трудным, мы смогли найти возможность не только успешно работать, но и дооснастить свое производство. Прежде всего добавили машине HiLine еще две печатных башни и второй фальцаппарат. Таким образом, у нас теперь четыре печатные секции башенного типа 4+4, два фальцаппарата и четыре автосклейки Amal. Это позволяет печатать полноцветную газету в 32 полосы за один прогон или сразу две газеты меньшего объема. Кроме того, был обновлен участок допечатной подготовки — появились два CtP-устройства: ECRM Mako News и DotLine. Была также расширена линейка послепечатного оборудования – установили второй приемный стеккер, разделитель потока производства Rima System, а также устройство для третьего фальца, что позволяет печатать продукцию формата А4. Так что сегодня «ВМГ-Принт» действительно может составить конкуренцию практически любой газетной типографии.
Ф: Вы довольны машинами Manugraph? Многие считают, что эффективно работать можно только на оборудовании европейского производства…
ПР: По нашему мнению, именно машины Manugraph являются лучшими на рынке по совокупным показателям. Если говорить об интегральной оценке: качество/возможности/цена, им сейчас нет равных. И потом важно понимать, что в современном мире уже трудно говорить о каком-то «национальном» производстве. Да, машины собираются в Индии, но в станочном парке на заводе используется продукция ведущих мировых производителей. Более того, огромное количество комплектующих, используемых в машине, изготавливаются лучшими европейскими, японскими или немецкими компаниями. Поэтому говорить о том, что эта машина «индийская», уже не очень корректно. Но суть даже не в этом: качество печати у нас ничуть не хуже, чем у других ведущих типографий Москвы (а по сравнению с некоторыми, явно лучше), при этом машина надежно и исправно работает. А если при этом учесть, что амортизационные отчисления у нее несколько ниже, чем у продукции европейских компаний, то получается прямая выгода и для нас, и для наших клиентов. Стабильность и качество печати позволило нам даже в тяжелый кризисный год увеличить объем производства на 50%, а хороший уровень автоматизации – эффективно печатать короткие тиражи, спрос на которые, кстати, постоянно растет.
Ф: Как мы поняли, вы много внимания уделяете дооснащению производства. Собираетесь расширять виды выпускаемой продукции?
ПР: Как раз, наоборот, мы считаем, что наш узкий профиль способствует экономической эффективности типографии. Поскольку мы ориентируемся только на газетную печать, у нас нет потребности в больших производственных помещениях и, соответственно, расширенном штате специалистов, отпадает необходимость и приобретать сложное послепечатное оборудование. Относительно узкая специализация позволяет нам работать с небольшим штатом сотрудников и не иметь не очень нужного оборудования, которое будет простаивать большую часть рабочего времени. Соответственно, такая оптимизация позволяет нам предлагать заказчикам умеренные цены, в отличие от крупных рулонных типографий.
Ф: Сейчас говорят то ли о закрытии, то ли о перепрофилировании крупной газетной типографии «Медиа-пресса». Не ощущаете наплыва клиентов?
ПР: Честно говоря, на загрузку нам грех жаловаться. Например, в 2008 г. она составляла около 400 тонн бумаги в месяц, сейчас – 600 т/мес, притом что максимально мы можем обработать до 700 т/мес. Сегодня мы печатаем около 200 различных наименований цветных и черно-белых газет. И, кстати сказать, прошлый год стал для нас рекордным по объемам производства готовой продукции.
Ф: Какой заказ для вашей типографии является типичным?
ПР: На самом деле, у нас очень разные заказы – от 1000 до 2–3 млн экз. Среди известных центральных изданий, печатающихся в «ВМГ-Принт», могу назвать ежедневную газету «Новые Известия». Также мы печатаем много корпоративных газет и информационных изданий префектур и управ районов города Москвы. По нашим оценкам, около 55% объема типографии занимают именно муниципальные газеты.
Ф: В полиграфии можно выделить два подхода: типографии либо сначала осваивают новые для себя технологии и затем находят клиентов, либо, наоборот, подстраиваются под текущие требования имеющихся заказчиков. Какой тип бизнеса вам ближе?
ПР: Скорее второе. В нашей стране существует большой риск приобретать дорогостоящее оборудование, не будучи уверенным, что оно найдет своих клиентов. Мы все же ориентируемся на те потребности, которые есть у наших заказчиков в настоящее время. Однако это вовсе не означает, что мы стоим на месте. Совершенствовать свое производство никто не запрещает. Мы, например, одни из первых среди газетных типографий установили максимально автоматизированную в своем классе рулонную машину, аналогов которой даже сейчас не так много. Также мы одни из первых приобрели модуль разделителя потока, благодаря которому можем печатать четырехполосную газету А3 со скоростью 80 000 отт/ч. С одного рулона получаем сразу 8 полос А3, которые после фальца разделяются на два потока. Мало кто из газетчиков имеет возможность печатать четырехполосные издания с такой эффективностью.
Ф: В чем вы видите свое конкурентное преимущество в работе с клиентами?
ПР: Для наших клиентов предусмотрена система персонального менеджера, который ведет заказ от расчета до логистики и может квалифицированно ответить на производственные вопросы в любое время. Кроме того, в нашей типографии существует собственный издательско-редакционный отдел, предоставляющий услуги по разработке макета, дизайну, верстке, обработке иллюстраций, редакционной подготовке изданий. Услугами нашего издательского центра пользуются многие заказчика в том или ином объеме. Также у нас предусмотрена собственная транспортная служба для доставки тиража заказчику, в том числе в регионы и в страны ближнего зарубежья.
Ф: Если говорить о перспективах развития газетной продукции, Вам не кажется, что в дальнейшем произойдет миграция газет в сторону псевдожурналов и потребуется скрепление газетных тетрадей?
ПР: Согласен, что существует некая тенденция развития изданий, и газетных в том числе. Уже сейчас заметно, что газеты становятся меньше по формату. Почувствовав это, мы приобрели дополнительный фальц под формат А4 и собираемся наращивать объемы выпуска в этом направлении. Что касается скрепления, то мы пробовали использовать ВШРА, но это оказалось нерентабельно – у него низкая скорость работы, не соответствующая газетному производству, да и дополнительно требуется обслуживающий персонал. Решение этого вопроса мы видим только в скреплении на скобу непосредственно на фальцаппарате. Однако пока такой производственной необходимости нет, поскольку скрепление скобой все же несколько удорожает стоимость производства продукции и издатели пока к этому не готовы.
Ф: Но для издателя важна не столько окупаемость производства, сколько возможность привлечь дополнительные объемы рекламы. И если переход на скрепку позволит увеличить читательскую аудиторию и доход от рекламы, то другие издатели тоже перейдут на скрепление скобой даже несмотря на большую стоимость производства.
ПР: Возможно, и так. Но пока еще не пришло время, чтобы вплотную решать эту задачу. Но как только мы ощутим в этом потребность, то легко ее реализуем. Установить устройство для шитья проволокой на фальцаппарат займет максимум два месяца.
Ф: Тогда такой вопрос – есть ли перспективы у газетной печати?
ПР: Этот вопрос очень часто задают в последнее время: когда умрет газетная печать — завтра или чуть позже? Я думаю, что второе. Сегодня больше всего страдают ежедневные газеты, поскольку их основная тематика – новости. А новости — скоропортящийся продукт. Интернет более быстрый в плане доставки оперативной информации. Поэтому одни издания переходят в электронный формат, другие – сокращают тиражи. Однако если требуется охватить округ, район, улицу, другой территориальный регион, то как эффективнее подавать информацию? Радио, телевидение, Интернет? Это утопия. Самым результативным решением будет разослать по почтовым ящикам информационное издание – газету. Поэтому я считаю, что будущее за местными, районными и городскими газетами.
Ф: Да, как ни странно, в них содержится порой необходимая информация по району, которую не узнаешь ни в Интернете, ни по телевидению, ни в управе.
ПР: Это одно из преимуществ. Кроме того, у них всегда есть стабильная аудитория в 100–150 тыс. жителей. И это серьезный бизнес. Такие газеты будут печататься немалыми тиражами, причем они могут собирать рекламу коммерческих организаций в своем районе, и результат от такого целевого воздействия рекламных объявлений будет намного выше. Подобная практика существует уже сегодня и, несомненно, продолжится в обозримом будущем. Отмечу также, что за последние пять лет качество районных газет заметно выросло. Сегодня они практически все цветные, хорошо сверстаны, фотографии качественно обработаны. Как я уже сказал, более половины нашего объема составляют газеты управ и префектур, и, думаю, процент этих изданий будет только увеличиваться.
Ф: Другими словами, так называемые «территориальные» газеты хорошо укладываются в концепцию бизнеса вашей типографии.
: Надеемся, что так…