PrintWeek, №7 2010

Интервью Ремизова Д.А. журналу PrintWeek

Генеральный директор компании «Внешмальтиграф» Дмитрий Ремизов считает, что успех в дальнейшем построении полиграфического рынка прежде всего зависит от вклада каждого участника в общее дело.

2-40
Вы считаете, что кризис на рынке продаж газетного оборудования закончился и пора приступать к созиданию?
В экономических теориях кризисом называют либо процесс падения, либо низшую точку. В любом случае, мне кажется, он уже позади. Мы достигли дна, и сейчас постепенно начинается подъем. Холдинг «Внешмальтиграф» как поставщик оборудования, расходных материалов и производитель полиграфической продукции может с уверенностью констатировать, что низшая точка пройдена. Конечно, сейчас все не так оптимистично, как в 2008 г., но и не так трагично, как в мрачном 2009 г. После адаптации к новым условиям компании нашего холдинга продолжают стабильно работать в изменившихся условиях.
Как «Внешмальтиграф» пережил непростое кризисное время?
Думали, что будет хуже. Конечно, нам пришлось оптимизировать расходы, но это пошло только на пользу. Если взять направление по продаже оборудования, то не было такого момента, чтобы сервисная группа сидела без работы. Во-первых, подошли старые контракты, во-вторых, проводились ремонтные работы, в-третьих, реализовывались проекты по б/у оборудованию. К счастью, мы уверенно миновали низшую точку, которая выпала на лето 2009 г. По продажам расходных материалов у компании VMG-Trade в прошлом году даже был рост. Вероятно потому, что предлагаемые «расходники» находятся в умеренном ценовом диапазоне, и многие типографии, которые работали с дорогими материалами, стали искать более приемлемые варианты.
В 2009 г. холдинг столкнулся еще с одной проблемой. Летом произошел пожар в типографии «ВМГ-Принт»…
Пожар начался в соседнем здании и перекинулся на наше. По площади сгорела половина типографии. Пожар уничтожил два CtP. К счастью, цех, где стояли печатные машины, стихия пощадила. Заказы пришлось срочно перераспределять. Мы благодарны предприятиям, которые нас поддержали в тот период. Это «Типографии Михайлова» (Смоленск) и московская «Красная звезда». Все заказчики проявили спокойствие и понимание сложившейся чрезвычайной ситуации, и, когда через две недели наше предприятие приступило к работе, объем заказов восстановился. Сейчас здание типографии «ВМГ-Принт» реконструировано, мы купили два новых устройства CtP. Оперативное решение серьезной проблемы является показателем экономической устойчивости нашего холдинга.
Но типография – это лишь одно из подразделений «Внешмальтиграф». Что вы можете сказать о других компаниях, входящих в его структуру?
В составе холдинга четыре компании, специализирующиеся на продаже оборудования, расходных материалов, газетной бумаги и производстве печатной продукции. Если в 2008 г. доминировала компания, занимающаяся поставками оборудования, то в 2009 г. по оборотам первое место заняло «бумажное подразделение». В самом успешном 2008 г. мы продали 26 машин (включая дооснащения) по СНГ. В 2010 г. мы заключили семь новых контрактов на поставки нового газетного оборудования. Это неплохой результат для середины года. Сейчас у нас нет какой-то явно доминирующей структуры. Типография VMG-Print вышла на стабильный уровень. Загрузка оптимальна для имеющегося в парке оборудования и занимаемых площадей. По расходным материалам, как я уже говорил, у нас был рост. С ноября 2009 г. VMG-Trade стал официальным представителем Toyo Ink. (Япония), первые стабильные поставки краски начались с весны 2010 г. Структура холдинга позволяет нам уверенно чувствовать себя на газетном рынке. Любой заказчик может получить полный набор профессиональных услуг. Мы готовы предоставить ему оборудование, химию, краску, бумагу и даже повысить квалификацию персонала. Специалисты «Внешмальтиграф» постоянно ведут обучение печатников, работающих на предприятиях, являющихся нашими клиентами.
Объектом особого внимания у заказчиков полиграфического оборудования всегда была сервисная служба. Какие задачи она призвана решать в новых условиях? И изменились ли они за последнее время?
В 2010 г. мы решили открыть в ее составе новое направление – производственное. Пока силами сервисной службы, которая включает 15 человек, было разработано два небольших устройства. Тормозные системы на рулонной зарядке, которые уже успешно установлены, и работают на базе электромагнитных муфт (есть вариант на базе дисковых тормозов, есть вариант с обратной связью, когда можно в цифровом виде выставлять заданное натяжение). Также мы создали систему видеоконтроля «крестов» в процессе печати, которая тоже уже работает. Мне кажется, что такой путь развития сервисного центра наиболее целесообразен. Это и производство, и загрузка инженеров, и инновации, и возможность предоставить новые опции нашим клиентам. У нас есть и дальнейшие планы по развитию данного направления. Посмотрим, что из этого получится. Кроме того, сейчас мы реализуем два проекта по соединению наших печатных машин CityLine Express с машинами других производителей. Один газетный агрегат уже заработал. Второй монтаж еще не начат. Уверен, что такую работу могут проделать далеко не все. Необходимо согласовать несметное количество вопросов между нашими инженерами и разработчиками из Manugraph. Самые большие сложности с программным обеспечением машин. Нам удается решать такие уникальные задачи. В типографии «ДПК» в г. Дзержинске (Нижний Новгород) мы успешно запустили газетный агрегат, состоящий из CityLine Express и новых башен Hiline. Сочетание машин с разной скоростью в рамках одного агрегата также является непростым техническим решением.
А что вы думаете о предрекаемом закате печатных СМИ?
Я уверен, что мир без газет невозможен. Другой вопрос, что само содержание газет поменяется. Разумеется, этот процесс не будет моментальным, пройдет еще лет 15–20. Что такое газета? Это один из самых дешевых способов донесения информации до читателя. А значит, она будет всегда необходима. Бумажные носители информации востребованы по многим причинам. Кому-то кроссворд отгадывать на экране неудобно. Кому-то бумага в хозяйстве нужна. Кто-то в общественном транспорте читает, и важно, что для этого не требуется батареек и аккумуляторов. Я подписчик газеты «Ведомости» и, несмотря на наличие сайта, предпочитаю в ряде случаев бумажный вариант. Он гораздо доступнее. Выдалось минут 5–10 – раскрыл, почитал. А с электронной версией быстро получить информацию не получится. Компьютер грузится минуты четыре, да и от точки WIFI далеко не уйдешь. Кроме того, понять содержание свежего номера в печатном виде можно за пару минут, а вот сайт просмотреть за это время нереально. Там минут двадцать «убить» надо. Это не очень удобно. У нас в типографии размещаются заказы на печать газет от префектур Москвы. Ясно, что у них всех должны быть сайты, а у москвичей уже давно есть доступ в Интернет. Однако на эти сайты мало кто ходит. А вот газету из почтового ящика берут все. Кому-то заголовок понравился, кому-то – фотография. Так она попадает в дом. А там уж достаточно броского заголовка, чтобы прочитать статью. Такой «пронырливостью» электронные СМИ не обладают. В будущем и вид изданий может измениться. В Арабских Эмиратах, например, газеты имеют мелованные обложки, а в Европе таких мало. В северной же части Европы вся газетная продукция на скрепке или склеена по корешку. В Центральной Европе и Южной таких газет меньше. Может быть, все подобные издания станут трехмерными. Кто знает, по какому пути пойдут наши издатели газет? Не исключено, что в ближайшие 2–3 года мы увидим на рулонных машинах расцвет гибридной печати. Сейчас на нашем оборудовании уже есть установки УФ-сушки, газовой сушки, ИК-сушки и все они успешно работают. Так что время покажет…
«Цифра» начинает теснить офсет там, где раньше это казалось невозможным. Насколько цифровая печать актуальна для газетного бизнеса?
На самом деле потребителю абсолютно все равно, каким способом отпечатана газета. Поэтому при выборе способа могут присутствовать только два параметра: себестоимость и время печати. Качество во всех случаях примерно одинаковое. Что касается сроков, то я не знаю, какому издателю было бы важно сокращение времени начала печати с сорока до минуты, даже если это ежедневная газета. Всегда определяющим является срок окончания печати тиража. А с этой точки зрения главную роль играет скорость печати. «Цифра» здесь пока не дотягивает на порядок. Но еще более важен экономический фактор. Стоимость краски для цифровых машин на данный момент в 10–20 раз выше, чем обычной газетной краски. Тираж от 1 до 200–300 экземпляров на «цифре», конечно, выйдет дешевле, так как формы не нужны. А вот при большем тираже ни о какой экономической конкуренции речи быть не может. Газета – это дешевый продукт. И массовый. И еще одно, на мой взгляд, любопытное замечание. Если вдруг когда-нибудь, цифровая машина выдаст такую же или более низкую себестоимость, чем офсетная, то полиграфисты перейдут на новый способ печати. А значит, среднему предприятию придется перерабатывать 150–300 тонн бумаги в месяц. В таком случае, будут нужны автосклейки, фальцаппараты, стеккеры, транспортеры и прочее. То есть в классическом газетном агрегате формные цилиндры подвергнутся замене на струйные головки. Остальные элементы газетного производства также будут нужны в том «железном виде», в котором они существуют и сейчас. Впрочем, производители цифровых рулонных машин сейчас так и комплектуют свои линии. Есть зарядка, есть фальцаппарат. Возможно, цифровые компании будут покупать у нынешних производителей автосклейки и фальцаппараты. Может быть, производителям газетных офсетных машин придется приобретать струйные головки и интегрировать их в свои машины. Посмотрим. Но до начала этого процесса нужно решить главное – стоимость краски для этих технологий должна быть сопоставима. А пока этого не видно даже на горизонте.
Каким вы видите будущее полиграфического рынка?
Хотелось бы, чтобы в России был создан нормальный, адекватный бизнес, развивающийся по цивилизованным правилам в условиях здоровой конкуренции, сформировавшийся рынок профессионалов, умеющих выполнять данные обещания. Со своей стороны мы прилагаем и будем прилагать максимум усилий, чтобы способствовать созданию такого ответственного бизнеса. Надеемся, что и остальные участники рынка нас поддержат.
Интервью: Ольга Харламова