"Полиграфия", № 1, 2010

Интервью генерального директора ИПК «Волга» Алены Губановой.

В Астрахани – в прошлом губернском, а ныне областном центре – сосредоточены культурные традиции, имеющие давние исторические корни. 5 мая 1785 г. был подписан императорский Указ о развитии типографского дела в Астрахани. После этого события в городе появилась государственная типография, положившая начало развитию печатного и издательского дела в регионе. Астрахань стала первой российской провинцией, в которой выпускались светские книги.

2-20

Современное развитие государственного предприятия Астраханской области «Издательско-полиграфический комплекс «Волга» началось, когда в 1978 г. был построен новый производственный корпус, а в 1980 г. – административное здание, где сегодня располагается издательство «Волга». В это время типография печатает газетную и этикеточную продукцию, обслуживает заказчиков из Азербайджана, Казахстана, выпускает миллионные тиражи этикеток для рыбной промышленности. В Астрахани начинают выходить и центральные газеты. Но после развала СССР ситуация изменилась, и полиграфическому комплексу ничего не оставалось делать, как бороться за жизнь.
И только в 2002 г. начинается очередной подъем производства и модернизация ИПК «Волга». Приобретаются печатные машины Рыбинского «КПЦ «Полиграфмаш» ПОГ 2-84-331, что позволяет увеличить объем выпуска газет. Затем устанавливается японская листовая офсетная машина Shinohara, которая качественно меняет уровень листовой печати многокрасочной коммерческой продукции. Развивается производство книжной продукции.
И вновь падение – заказчики уходят, кредиты давят, проблемы накапливаются.
В 2005 г. губернатор Астраханской области Александр Жилкин выдвигает на должность генерального директора ИПК «Волга» профессионального журналиста Алену Губанову, имеющую большой опыт работы в Администрации области, хорошо понимающую важность задач, стоящих перед предприятием такого уровня.

Алена Вячеславовна, согласие возглавить производство – это карьерный рост или веление сердца?
Скорее – душевный порыв. Когда я стала директором государственного предприятия, то решила, что сделаю все, чтобы вернуть этому словосочетанию положительный имидж. Приняла убыточную типографию с миллионными кредитами. Анализ рентабельности производства показал, что из пяти цехов типографии только газетный приносит прибыль, даже с учетом выплат по кредитам за ПОГи. А значит, все внимание следует уделить именно рентабельному направлению, дать импульс большему росту производства в этом сегменте. И первое, что мы сделали, кондиционировали газетный цех. Это обошлось нам в миллион рублей, но в нем стало комфортно не только людям, но и продукции. Позже кондиционировали и другие помещения.
С приходом в типографию я ввела «мамин день», мужчины его называют «день горячего борща». Я посчитала, что по разным причинам один день в месяц женщины отсутствуют на производстве. Поэтому мы решили записать в коллективный договор, что любая работница имеет право на оплаченный свободный день по своему усмотрению. Никакого экономического ущерба от этого для предприятия нет, а моральная поддержка дает положительные результаты. Следом восстановили Доску Почета, оказалось, что это важно, и 5 мая - в день рождения типографии - награждаем сотрудников.
Все кредиты мы вернули и в 2008 г. вышли на небольшую прибыль. Параллельно с этим нам удалось привести в порядок здание, улучшить условия жизни работников. Мы же здесь не работаем – живем! Далее решила взяться за грандиозную идею – освоить полноценную цветную газетную печать.

А как обстоит дело в Астрахани с печатью периодики?
Плохо. Очень обидно, что Астрахань так сильно отстала в сфере развития издательского и полиграфического производства, хотя уже в XVIII в. была куда более продвинута в этой сфере, чем соседние регионы. Население нынешней Астраханской области составляет 1,1 млн человек, из которых примерно половина живет в Астрахани. По цифрам 80 % газетного рынка Астрахани занимает ИПК «Волга», но при этом общий тираж коммерческих газет невелик. Федеральные газеты мы вообще не печатаем. Они выходят в Волгограде и с опозданием в два дня прибывают в Астрахань. Когда я подняла этот вопрос, в «Роспечати» мне ответили, что у нас мало подписчиков. А откуда им быть, когда пресса опаздывает к читателю? Причем, если наши средние тиражи составляют 10 тыс. экз., то например, в Самаре газеты имеют тиражи в 100-120 тыс. Такая ситуация, сложившаяся на нашем газетном рынке, привела предприятие к сегодняшнему весьма сложному положению. Не хватает загрузки, а продукция печатается в других регионах.

Существуют ли решения для исправления ситуации?
Географически мы расположены в тупике, по соседству находятся Волгоград и Ростов-на-Дону, где выпускаются цветные газеты. По сложившемуся за предыдущие годы мнению, цветная газетная печать нашему городу не требовалась, ее забирал Волгоград, а мы ничего не могли предложить издателям. И вот когда грянул кризис, я поняла, что для одних кризис – это плохо, для других – время действовать. Мы рассматривали предложения о покупке газетного агрегата разных мировых производителей. Тендер выиграла компания «Внешмальтиграф» – поставщик завода Manugraph. В 2009 г. подписали и оплатили контракт, а в январе 2010 г. запустили новую печатную рулонную машину CityLine Express, состоящую из двух печатных секций башенного типа и фальцаппарата по схеме 1:2:2. С момента заключения контракта начали реорганизацию производства, в частности, газетный цех со второго этажа перевели на первый, что естественно. В общем, с покупкой новой машины на предприятии произошла маленькая революция.

CityLine Express – высокоскоростная печатная машина, есть возможность ее полностью загрузить?
Для себя мы определили, что нужна модернизация, с покупкой рулонной машины вкладываемся в будущее, а вопрос загрузки будет решаться не в теории, а на практике. Хотим вернуть в типографию две цветные газеты – «Ректайм» и «Телесемь». Ведем переговоры с издателями. Для этого нам потребуется потратить еще несколько миллионов рублей и докупить к уже работающей машине CityLine Express секцию 1+1, чтобы увеличить объем тетради, получаемой за один цикл. И все же, ожидать быстрого прихода цветных газет, пока не приходится. По первому образованию я журналист и прекрасно понимаю, откуда могут взяться тиражи. К счастью, рекламодатели подталкивают издателей к многокрасочной печати газет.

Возможно, для решения вопроса о загрузке государственного предприятия подключить госресурс?
Хоть мы и государственное предприятие, а никаких преференций по загрузке от государства не получаем. При распределении госзаказа на общих условиях участвуем в конкурсах и тендерах, и, к сожалению, зачастую проигрываем. Ведь наши цены из-за необходимости содержать большие активы выше, чем у конкурентов. А почему бы госзаказ не отдать госпредприятию? Мне кажется, государство должно обратить внимание на свои предприятия, если они ему нужны. А они ему нужны. Потому что мобилизационное задание никто не отменял, а частные типографии его не выполнят. Все директивы о том, что нужно уменьшать себестоимость, сокращать административный аппарат, модернизировать типографию, приобретая новое оборудование, мы выполняем. Принимая в работу большие заказы, не отказываем заказчику и с одним экземпляром. Я считаю, что властные региональные структуры должны обслуживать себя в первую очередь через государственные предприятия и делегировать заказы госпредприятиям, а вот если они не справляются, тогда размещать заказы у частного бизнеса.

Как складываются отношения с рабочими? Ощущается дефицит профессиональных кадров?
Сегодня на предприятии работает около 200 человек. Прежде по распределению сюда приезжали и оседали специалисты, и свою судьбу с нашей типографией связали 30 трудовых династий.
Разумеется, сохранению коллектива мы уделяем большое внимание. В течение последних пяти лет не задерживалась выплата зарплаты. За полтора года только четыре человека подали заявление об увольнении. Трое из них после разговора со мной остались. Кого-то надо было поддержать морально, кого-то деньгами, кому-то просто сказать, что ты самый лучший и очень нам нужен.
Мне кажется, что руководители, которые считают, что главное рулить, а коллектив – это второстепенное и двери на выход открыты, в корне не правы. Поэтому, когда ко мне приходят специалисты административного аппарата ИПК, я всегда говорю, что мы с вами - обслуживающий персонал, деньги зарабатывают рабочие. И на вопросы ИТР, почему путевки только рабочим, я отвечаю – они у нас главные. Они уникальны в своем роде.
Новичков мы берем, что называется, с улицы и обучаем в процессе производства. Прекрасный профессиональный коллектив, новое полиграфическое оборудование, хорошая заработная плата – это стимул для молодежи войти в рабочую семью. И все же профессиональных рабочих не хватает. Да, много экономистов, юристов, менеджеров – об их уровне знаний можно говорить
много всякого и разного, но юрист мне газету не отпечатает, экономист – печатную машину не отремонтирует.
Система профтехучилищ полностью провалена. Государство должно помочь восстановить утерянное.

Уделяет ли внимание проблеме профессионального обучения молодежи губернатор Астраханской области?
Да наш губернатор уже озвучил решение о создании системы обучения рабочим специальностям. ИПК «Волга» вошел в сотню предприятий, на которых возложена задача по разработке целой программы. А пока мы готовы, на базе нашей типографии вести обучение будущих специалистов.

При давлении конкурентов извне, продолжающемся демпинге, как удержать заказы госпредприятию?
Мы не успеваем за ростом цен на бумагу, расходные материалы, электроэнергию. Так, несмотря на то, что ИПК подписывает с ЦБК годовой договор на поставку бумаги по фиксированной цене, она в течение года все равно ползет вверх. На наши претензии бумажники отвечают: «не хотите, не берите». Что это, если не диктат монополиста? А мы связаны договорными обязательствами с заказчиками и должны доказывать повышение цены на полиграфуслуги, и так, как бумажники, вести себя не можем. Такая разбалансированность в экономике не дает нормально развиваться. Для типографий два понятия «беспредельщины» в стране – бумага и электроэнергия.
Есть еще одна проблема – демпинг типографий из других регионов. Вот пример. Наша цена за заказ – 120 тыс. руб., у конкурента – 70 тыс. Причем я знаю, что стоимость бумаги в этом заказе составляет 80 тыс. руб., а берем мы ее все в одном месте. Так откуда у них такие цены – это ведь уровень поддержания штанов при отсутствии активов, уход от налогов, это не бизнес. Что делать? Принять заградительные меры и навести порядок в ценообразовании на региональном уровне.

И в этой ситуации Вы все-таки купили газетный агрегат?
Да. Считаю, что будущее региональной прессы за газетами, а не за журналами. Московские журналы с хорошей аналитикой, полиграфией своих позиций не отдадут. В любом смысле выгодно купить популярный столичный журнал за 65 руб., а не астраханский по стоимости 130 руб., тиражом в десятки раз меньше, со слабым контентом, иллюстрациями низкого уровня и т.д. Зачем за такой платить?
А вот цветные газеты имеют большое будущее.

Вы верите в будущее традиционных газет?
Однозначно, будущее СМИ не за журналами и не за «желтой прессой». У газет начинается новая жизнь – человек осовременивается. С момента создания телевидения утверждалось, что оно вытеснит кинозалы, театры, и каков результат? Газеты становятся современными, красочными, при правильной логистике – доступными, а значит востребованными. Что бы ни говорили про всеобщее проникновение Интернета, охват на территории России на 50 % «сконнектят» только наши дети. С точки зрения политтехнолога, агитация через газету остается одной из наиболее успешных. Общее мнение – газета доносит до читателя то, что не в состоянии сделать другим СМИ.
У нас в Астрахани – все просто. Это юг России – летом температура за сорок, а оно начинается с марта и заканчивается в ноябре. Рекламщики в этот период деньги в телевидение не вкладывают, потому что телевизор летом смотреть никто не хочет - дачи, огороды, рыбалка. А вот свежую газетку берут и читают. Да, кстати, ее и в помидорном ящике использовать можно с пользой для урожая. Если в Европе жители в плюс 30 «умирают» от жары, то мы в плюс 45 – работаем.

А как насчет контента в астраханской прессе, может, из-за этого газеты не в цене?
Согласна, гибнет профессиональная школа журналистики. Журналистов раньше выпускали классические университеты, сегодня у нас чуть ли не любой вуз имеет факультет журналистики. Журналистов скупают пресс-службы разных структур, а там ремесла нет. Газеты экономят на журналистах, они начали пользоваться пресс-релизами, забывая о репортажах, очерках, аналитических статьях. Экономической региональной журналистики вообще нет. Глобальная проблема в редакционной политике. А ведь думать человека может заставлять только газетная журналистика. Ты читаешь, думаешь, рассуждаешь. У нас печатается «Гудок», кстати, интересная газета. Почему мне не нравится читать из Интернета? Это ведь бездушная автоматическая информационная лента, там за меня все решили.

При наличии CityLine Express, нет ли мысли, используя свой журналистский потенциал и директорскую должность, создать новую городскую газету?
Вы попали в точку. Есть. И мы уже подали документы на регистрацию. Региональные типографии, если они хотят сегодня выжить, должны развивать и собственный издательский бизнес. Появится дополнительная загрузка и дополнительные деньги. Ведь не зря по такому принципу в советское время было создано и наше, все еще государственное предприятие – Издательско-полиграфический комплекс «Волга», который сегодня продолжает работать и развиваться.

Нам бы хотелось, чтобы тиражи начали расти, а в дома вернулись утренние газеты. Ведь газета всегда найдет свое место на столе читающего и думающего человека.

Спасибо Вам за откровенный разговор.

Беседовал Владислав Семёнов