"Полиграфия", № 8-9, 2009

Интервью директора и владельца заринской типографии «Печатный Дом» Александра Филиппова:

Заринск – небольшой город Алтайского края, расположенный в 100 км от Барнаула и 300 км от Новосибирска. В сентябре 2008 г. здесь, в типографии «Печатный Дом», основанной Александром Филипповым, была установлена новая рулонная печатная машина CityLine Express, которая состоит из двух печатных башен красочностью 4+4, двух моносекций и фальцаппарата, позволяющего делать фальцовку тетради до формата А4. Машина дает возможность выпускать тетради до 32 полос, из которых 16 полос имеют красочность 4+4 и 16 полос - красочность 1+1. Казалось бы, ситуация для типографий в это время складывалась крайне неудачно, - ведь через месяц начался экономический кризис, принесший полиграфии резкое снижение объемов производства, соответственно, и доходов.

 Но на самом деле все оказалось не так, по крайней мере для заринской типографии. За этот год объем выпуска продукции и в натуральном, и в денежном выражении вырос в несколько раз!

Сегодня Александр Валерьевич - гость редакции журнала «Полиграфия», и мы попросили его рассказать о своей работе.

Александр, с чего все начиналось, как Вы пришли в полиграфию?
Предприятие было создано в 2000 г., но не как типография, а как редакция газеты. Я тогда один занимался и подготовкой материала, и версткой на компьютере, и развозкой по торговым точкам. Первой моей газетой была «Заринская Неделя». Как и любой редакции, приходилось делать газету и отдавать на печать в типографию. Через год запустил следующую газету – «Заринск. Реклама», а еще через год - третью, «Теленеделю».

В августе 2002 г. была приобретена первая печатная машина - ризограф (для печати бланочной продукции). Пожалуй, после этого и появилось «маленькое, но гордое» название - типография. Затащив этот самый ризограф на девятый этаж, в свою двухкомнатную квартиру, я начал печатать бланки для заринских предприятий.

С ростом количества газет, а также их тиражей принял решение о покупке первой офсетной машины. Ею стал всем известный Romayor. Взял на работу одного парня, и мы вместе начали осваивать офсетную печать, хотя понятия не имели, как вообще печатать. Разобрались только, где включается и где выключается машина. Методом проб и ошибок, переработав неимоверное количество бумаги, мы стали печатать свои газеты, а также бланочную продукцию. Печатный станок тогда располагался в обыкновенном гараже.

Буквально через год удалось приобрести по остаточной стоимости типографию «Алтай Кокс». Это был первый значительный шаг в «большую» полиграфию. В арсенале типографии появился нормальный допечатный участок, оборудованный устройством фотовывода, хорошей копировальной рамой и проявочным процессором. На печатном участке начала работать 2-красочная машина Ryobi 522 PF. Ко мне перешли все специалисты, которые работали в «Алтай Кокс», а опыт у них был уже более десяти лет.

Ну, а дальше пошло все своим чередом: арендовали помещение, поставили машины и начали работать. Еще через год купили собственное здание площадью 1000 м2, печатный цех пополнили рулонной машиной RO-62. В феврале 2006 г. была приобретена заринская торговая сеть «Роспечать», состоящая из двенадцати точек.

Летом 2006 г. мы серьезно расширили парк оборудования. Была куплена новая 4-красочная листовая машина Ryobi 524HE и 10-секционная рулонная машина Heidelberg Harris. Осенью 2006 г. установили ВШРА Muller Martini, термоклеевой аппарат Horizon, листоподборочный комплекс на базе Horizon VAC-100, резальную машину. Объем потребления бумаги в то время составлял порядка 20 т в месяц.

Но, как говорится, если ты хочешь иметь то, чего никогда не имел, ты должен делать то, чего никогда не делал. А не делали мы тогда цветных газет. Да и на рынке Алтайского края не было типографии, которая могла бы предложить заказчикам цветную печать на газетной бумаге с хорошим качеством. Поэтому была поставлена цель - приобрести газетную машину, удовлетворяющую этот спрос.

И вот спустя два года, осенью 2008, мы поставили новую газетную машину SityLine Express производства Manugraph. В то время мало кто верил, что нам, с нашими на тот момент небольшими оборотами, удастся реализовать этот проект. Тем не менее все удалось. Запуск машины пришелся на сентябрь, а в октябре грянул кризис. В то время, конечно, было страшновато обслуживать долларовые кредиты, глядя, как практически ежедневно растет курс валюты. Но правильная стратегия скоро дала результаты. Практически каждую неделю к числу наших заказчиков добавлялись новые газеты, и на сегодняшний день в портфеле заказов типографии около шестидесяти газет, среди них есть еженедельные, а также ежедневные издания. Территория, на которой мы сейчас работаем, это Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская области. Производство работает круглосуточно, семь дней в неделю. Объем потребления бумаги вырос с 20 до 300 т, а выручка от реализации увеличилась в семь раз!

Но все-таки непонятно, как Вам это удалось, тем более в столь тяжелое время, когда загрузка полиграфических предприятий резко упала?
- На самом деле ничего удивительного, на мой взгляд, в этом нет. Мы поставили довольно серьезное и производительное оборудование, тем самым смогли предложить рынку хорошее качество и короткие сроки, а для газетной продукции - это главное. В то время как у других предприятий падал объем производства, у нас он шел вверх. Да, на своих старых заказчиках мы также ощутили снижение загрузки, но оно с лихвой компенсировалось добавлением новых.

Есть еще один немаловажный фактор. Благодаря тому что удалось создать компактное производство с небольшим количеством рабочего персонала на собственной площадке, затратная часть на производство у нас существенно ниже, чем у других предприятий, способных выпускать аналогичную продукцию. Поэтому мы можем предложить издателям более выгодные условия. А сейчас, когда все считают каждую копейку, это особенно важно. Одной из последних наших побед является журнал «Стройка. Новосибирск», который прежде печатался в Новосибирске тиражом 20 тыс. экземпляров и объемом 320 цветных полос, скрепление – термоклеем.

А что дальше, ведь, думаю, Вы не остановитесь на достигнутом. Наверное, есть планы на будущее?
Есть идея усилить позиции в выпуске таких изданий, как «Телесемь», «Теленеделя» и др. Это - формат А4 на скрепке и мелованная бумага на обложке и вкладках. Для печати такой продукции мы в одной из украинских типографий купили рулонную машину Komori с газовой сушкой.

В Вашей типографии есть газ?
Нет, газа у нас нет, но наша Komori имеет уникальную конструкцию - сушка может работать как на газу, так и на дизельном топливе. Машина после капитального ремонта, в хорошем состоянии, рабочая скорость порядка 25 тыс. об./ч, много вариантов фальцовки. Она оснащена устройствами для автосклейки полотна, автоматизированными системами контроля рубки, приводки, регулирования подачи краски, ротационной подрезки готового изделия, а также системой проклейки корешка. Уверен, что такая машина откроет огромные возможности, есть реальный рынок – торговые сети, телепрограммы, актуальным становится формат А5. Сейчас продукцию на мелованной бумаге печатает только листовая машина, но ее мощности на сегодня недостаточно. Мы уже давно не берем заказы, - загрузка этой машины составляет 100 %.

Запустить Komori намереваемся уже в январе 2010 г. Компания «Внешмальтиграф» охотно откликнулась на нашу просьбу демонтировать машину, привезти и запустить ее у нас. Это лишний раз подтверждает высокий уровень подготовки инженеров компании. Не сомневаюсь, что технология heatset существенно повысит нашу конкурентоспособность и даст возможность развиваться дальше. Я уверен, что машина Komori к марту - апрелю 2010 г. будет загружена на 100 %.

Получается, что Вы всегда оказываетесь в нужном месте в нужное время. Это Ваше личное везение?
Наверное, в определенной мере и везение - начали с нуля, быстро выросли. Но «под лежачий камень вода не течет». Поверьте, на каждом языке мира у этой русской пословицы есть аналог. Чтобы тыква превратилась в карету, даже в сказке сначала нужно перебрать три мешка фасоли. А в жизни придется сделать гораздо больше. Я стараюсь смотреть вперед, ориентироваться, что клиентам будет нужно в ближайшее время, и заранее готовиться к реализации новых потребностей рынка.

Например, проект с Komori. Мы над ним работаем больше года, и сейчас, когда возник реальный спрос на печать на мелованной бумаге и пятый формат, типография к этому уже практически готова. С нового года можно начинать. А если бы я только сейчас задумался над этим вопросом, время было бы упущено.

Причем идея не в том, чтобы поставить новую машину и сделать попытку вписаться в существующие цены. Идея – сделать принципиально новое предложение рынку. Например, сейчас листовки красочностью 4+4 форматов А3 и А4 изготавливаются в основном на листовых машинах – сначала лицо, потом оборот. А на рулонной машине, затратив порядка 500 оттисков на приладку, мы сможем с отличным качеством выдавать около 100 тыс. листовок А4 красочностью 4+4 в час. Это совсем другой уровень затрат, совсем другие сроки. То есть мы выводим на рынок услугу нового формата.

Планируется ли расширение газетного производства? Ведь, как я поняла, оно сейчас работает с предельной загрузкой.
Да, наша CityLine в общей сложности включает две башни, две моносекции и фальцаппарат. Сейчас ощущается нехватка мощностей и некоторых опций. Сегодня есть дни, загрузка которых составляет 100 %, но рынок требует еще. Поэтому в следующем году в планах докупить еще две башни и один фальцаппарат, а также устройства автосклейки полотна. Раскачку краски, думаю, «Внешмальтигаф» уже поставит в феврале-марте следующего года. Это самое необходимое. Конечно, нас интересуют также системы автоматической приводки и контроля за печатью, но пока их приобретение под вопросом, будем исходить из финансовых возможностей.

Следующий этап – увеличение мощности послепечатного производства. Недавно мы купили второй ВШРА, а также линию КБС. На следующий год запланирована покупка еще двух линий.
С увеличением загрузки в типографии обострится еще одна проблема, которая и сейчас ощущается довольно серьезно. Речь идет о внутрипроизводственной логистике. Как я уже говорил, наше здание обживалось, ремонтировалось, достраивалось постепенно, в режиме действующего производства. Несмотря на то, что на сегодня производственная площадь типографии составляет около 3000 м2, стало довольно тесно, очень много различных вертикальных и горизонтальных перемещений полуфабрикатов, готовой продукции, рулонов бумаги, что затрудняет производственный процесс. У меня есть идеи по оптимизации логистики, кое-что в этом направлении уже сделано, но кардинально ситуацию может изменить только новая площадка.

Что касается стратегии развития «Печатного Дома» в ближайшем будущем – это довольно амбициозные планы, ведь вершины, которые еще только предстоит взять, гораздо интереснее и привлекательнее уже покоренных. Постоянна лишь сфера приложения наших творческих сил: неизменное стремление вперед.

Александр, спасибо за Ваш рассказ. Думаю, что нашим читателям будет интересно познакомиться с Вами и Вашей типографией.

Материал подготовила Н. Кондратьева