Полиграфия", №7, 2009

Издательство и типография «Таврида» (г. Симферополь) в прошлом году отметили свое 85-летие. Когда-то крупнейшее полиграфическое предприятие Крыма, в постсоветское время получило в наследство обычные для государственных региональных типографий проблемы: долги, высокие накладные расходы, низкие зарплаты, устаревшую технику и технологии. В активе оставались профессиональные кадры, большие помещения, требующая ремонта линия по производству книг в твердом переплете Sigloch-Stall, несколько физически устаревших листовых печатных машин первого формата, а также две рулонные печатные машины примерно такой же степени изношенности.

2-1

Основной специализацией типографии в советский период было мощное для того времени производство газет и книг.
Когда в 2004 г. в «Тавриду» пришел в качестве руководителя типографии Андрей Владимирович Литваков, возможности предприятия ограничивались выпуском 1- и 2-красочных газет и книг. Печать многокрасочной продукции на старых листовых машинах требовала приложения существенных усилий. Немного осмотревшись на новом месте, Андрей Владимирович разработал и стал активно внедрять долгосрочный план развития предприятия. Вскоре стало очевидно, что стратегические направления этого плана были выбраны правильно. Удалось сохранить или вернуть в типографию хороших специалистов, приобрести систему CTP Mako ECRM, аппарат бесшвейного скрепления книг от Heidelberg, отремонтировать линию Sigloch-Stall.
Однако самым важным шагом было приобретение в 2005 г. рулонной офсетной печатной машины CityLine Express. В первую очередь машина предназначалась для книжного производства.
Предлагаем читателям небольшое интервью директора типографии «Таврида» г-на Литвакова.

Андрей Владимирович, что сейчас в «Тавриде» преобладает - книжное или газетное производство?
Мы сохранили газетное производство, хотя и не считаем его основным. Сейчас мы производим в смену до 180 тыс. экз. цветных газет. Это более 30 наименований. Тем не менее около 90 % оборота приходится на производство книг.

Почему все же именно книги стали приоритетной продукцией?
У «Тавриды» для этого есть несколько причин. Во-первых, многолетний опыт наших технологов и рабочих. Во-вторых, у нас установлена прекрасная линия для производства книг в твердом переплете. Это позволяет выпускать достаточно большие тиражи, обеспечивая стабильное качество. Наша линия уже не новая, но мы ее поддерживаем в хорошем рабочем состоянии. Недавно приобрели новую термоклеевую машину Heidelberg для книг в мягком переплете. В-третьих, мы же не только типография, но и издательство. И еще, нам очень нравится делать книги.

На каком оборудовании в «Тавриде» печатается книжная продукция?
Черно-белые печатаем на старых машинах, небольшие тиражи цветных книг – на листовых машинах, а все многокрасочные учебники выпускаются на CityLine Express.

Уже прошло четыре года, как в «Тавриде» работает CityLine Express. Как вы чувствуете себя на рынке, учитывая конкуренцию с другими книжными типографиями?
Конкурируем и чувствуем себя абсолютно нормально. Среди книг, которые мы выпускаем, большую долю составляют школьные учебники. Это, пожалуй, самая сложная печатная продукция. Ведь в учебниках попадаются и репродукции известных картин, и схемы с тонкими штриховыми элементами в несколько красок, и большие плашки. В газетной печати таких задач, как правило, не бывает. Но сейчас, по прошествии четырех лет, могу сказать, что со всеми подобными задачами мы справляемся. Причем достигаем качества, которое не получается у наших конкурентов. И главное, нам не стыдно перед самым требовательным нашим потребителем – детьми.

А другие книги, кроме учебников, печатаются на линии CityLine Express?
Конечно. Мы сотрудничаем со многими издательствами, например, с «Книжным клубом», «Бизнесс-Информ», «Генеза», «Крымучпедгиз» и др. Так что по требованиям продукция бывает самая разная. CityLine Express позволяет очень оперативно и качественно выполнять многокрасочную печать, что дает возможность четко планировать время для выпуска каждого тиража, учитывая график выхода газет, загруженность других участков и т. д. Наша машина, можно сказать, еще новая, работает стабильно, без сбоев.

Какая бумага может использоваться на CityLine Express для выпуска книжной продукции?
Это всегда зависит только от заказчика. А мы можем печатать и на газетной бумаге, и на офсетной плотностью 50-80 г/м2. Конечно, для учебников стараемся использовать более высококачественную бумагу, но, к сожалению, это не всегда получается: издатели зачастую вынуждены экономить, особенно сейчас.

Сколько времени требует переход с одного сорта бумаги на другой?
Практически не требует совсем. Если нужно сменить тип бумаги, перезаряжаем автосклейку, и все.
2-2

Книги каких форматов можно печатать на вашей машине?
Мы долго определялись с длиной рубки. Рассматривали разные варианты - 508, 533 и 598,5 мм. В конце концов остановились на рубке 578 мм. Такой выбор обеспечил универсальность машины, на которой можно печатать форматы 60х84/8 (укороченный), 70х100/16, 60х90 и 60х84/16 двойником. На практике получается еще несколько форматов, но это - уже «творчество» наших технологов и заказчиков. Поэтому в большинстве случаев по форматам мы находим приемлемое для себя и заказчиков решение.

Какие проблемы в работе печатной машины возникали за время ее эксплуатации?
Некоторое время привыкали работать с автосклейкой. Учились быстро переходить со стандартного фальца на третий сгиб и двойной параллельный. Технических серьезных проблем у нас не было. Технологические, конечно, бывают. Но их решение - задача технологов.

А почему все-таки выбор был сделан в пользу этой модели?
Наши технические специалисты изучали различные варианты, эту машину в действии смотрели в типографиях, позже - на заводе-производителе. Мы убедились, что она может иметь специальную комплектацию под выпуск книг и принципиально не отличается от книжных машин. Четырехлетняя практика это подтвердила.

Нынешняя комплектация машины полностью соответствует задачам предприятия, или вы хотели бы приобрести еще какие-либо опции?
В планах - приобретение еще одной башни, поскольку уже необходимо наращивать возможности машины по количеству полос. Серьезно рассматриваем вопрос об установке УФ-сушки, которая дает предприятию целый ряд интересных дополнительных возможностей. Мы это увидели на семинаре, который «Внешмальтиграф» проводил в Краснодаре. Наши планы - вопрос времени. Конечно, мы сегодня чувствуем себя гораздо увереннее, чем пять лет назад, но даже небольшие долги во время кризиса заставляют испытывать некоторый дискомфорт. Однако мы понимаем, что развиваться все равно необходимо. Какое-то время потратим на изучение предложений на рынке, проанализируем ситуацию и пойдем дальше.

В моей практике типография «Таврида» - не первый клиент, который на печатных машинах Manugraph выпускает книги. Однако это первый проект, который возник и сразу осуществлялся как книжный. С этим заказчиком было очень легко и приятно работать. Так, на этапе согласований, в типографии проходили открытые дискуссии по вопросам комплектации, в которых участвовали все специалисты, впоследствии работавшие на CityLine Express. В результате этих дискуссий становилось понятно, что необходимо уходить от привычных стереотипов того времени и закладывать фундамент для развития предприятия на перспективу. Как следствие - смета проекта дважды пересматривалась в сторону увеличения.

В итоге машина «Тавриды», имеющая только одну башню, была укомплектована более мощным фальцаппаратом с соотношением цилиндров 2:2:2. В немалой степени именно он дает возможность работать на таком широком диапазоне плотностей бумаги. Устройство третьего сгиба позволяет одновременно работать с четырьмя бумажными полотнами. Поэтому печать с одним полотном офсетной бумаги плотностью до 80 г/м2 не создает серьезных проблем. Конечно, «Тавриде» не хватает еще одной башни. С двух рулонов они могли бы сразу получать тетрадь формата 70х100/16 в 32 полосы. Пока типография печатает тетради в 16 полос, зато в форматах 60х90 и 60х84 с одного рулона сразу получается 1/16 тетрадь двойником. На выводном транспортере устанавливается дисковый нож, который разводит тетради на два потока.

Что было правильно и своевременно сделано коллективом «Тавриды» при заказе комплектации? Прежде всего, заказ устройств автосклейки и автоматической приводки. Конечно, и без них можно печатать многокрасочную продукцию, но обеспечить стабильное качество всего тиража без этих опций крайне сложно. В то время как машина самостоятельно «держит» кресты, печатник может больше внимания уделять другим процессам, влияющим на качество продукции, например, работе красочного и увлажняющего аппаратов.

Можно сократить время на регулировки. Система дистанционного управления красочными ножами ManuColor позволяет с центрального пульта или дополнительной консоли управления быстро вносить коррективы. Правда, такой опции на машине «Тавриды» нет, поскольку финансовые возможности предприятия на момент покупки оборудования были ограничены.

В конце сентября в Киеве состоялась ежегодная выставка «Полиграфия 2009». На стенде издательства «Таврида» было приятно общаться с его сотрудниками и руководителями, видеть большой ассортимент книг. Пожалуй, это предприятие - одно из немногих в отрасли, относительно