PrintWeek, № 8-9 (81-82)
Рубрика: Профиль

Нижегородская полиграфическая фирма «Импульс» существует всего три года, но уже успела пройти большой путь в своем развитии. О том, как ей это удалось и как работает предприятие сейчас, мы поговорили с его генеральным директором Вадимом Жуйковым.

Текст: Екатерина Атрошкина

3-60

Как только переступаешь порог типографии, слышишь шум производства и строительства. По лестнице деловито снуют рабочие: кладут новое покрытие, ровняют стены, белят. «Ходил, ходил… надоело смотреть, что у нас лестница в ужасном состоянии, и затеял ремонт», – объясняет спешащий нам навстречу по кучам строительного мусора Вадим Жуйков. В кабинетах – уже совсем другая картина: чисто и уютно. Лестница – один из последних штрихов масштабного ремонта, который был затеян три года назад, при основании компании. Тогда, покинув государственную типографию и получив предложение возглавить частную, Жуйков получил инвестиции от партнеров и выкупил часть площадей мебельной фабрики. Уже тогда времена расцвета фабрики были в далеком прошлом, поэтому восстанавливать купленные помещения приходилось практически с нуля. «Когда мы пришли сюда, все, что здесь было, – трехэтажное здание и цех на 600 м, – рассказывает Вадим. – Остальное мы построили сами и еще будем строить. А вот тут, где мы сидим, была верхушка березы. А по тому зданию, где сейчас находится наш офис, бегали собаки, не было окон. В соседнем помещении на первом этаже можно было собирать грибы. Крыша хоть была – и то хорошо». Отопления в бывшем цехе мебельной фабрики, естественно, тоже не было. Тем не менее за три зимних месяца руководству новой типографии удалось убрать оставшееся от мебельной фабрики оборудования, привести в порядок освободившийся цех, провести отопление и вентиляцию и запустить первую машину – башню Manugraph CityLine Express. Выбор в сторону газетной печати был сделан неслучайно: клиентов в самом Нижнем Новгороде и во всем Поволжском регионе хватает. «Нижний Новгород, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, центр издательской деятельности, – объясняет Жуйков. – За последние десять лет открылось много издательств. А потом и сети распространения, тесно работающие с издательским бизнесом, задумались о выгоде полного цикла производства и тоже стали создавать свои газеты и журналы… В итоге сложилось так, что в городе очень много издательств. И большинство из них стало обращаться к нам, причем мы даже рекламы, в общем-то, не давали. Они просто стали звонить, приезжали знакомиться, убеждались, что работаем мы хорошо, да и газетно-журнальных типографий в городе немного. Так пошло наше развитие». И пошло оно так успешно, что удалось не только загрузить одну башню CityLine Express, но и понадобилось приобретать вторую, а затем ставить листовые машины. «Когда мы освоились на рынке, то увидели, есть тенденции к выпуску изданий формата А4 и А5. Приобрели листовые машины: сначала двухкрасочную Komori Spica, потом нам сделали хорошее предложение на четыре краски. Затем, когда была необходимость в еще одной четырехкрасочной машине, приобрели еще одну Komori с выставки, отдав в зачет двухкрасочную», – рассказывает генеральный. Увидев, что клиенты переводят свои издания на скрепку, предприимчивые нижегородцы сразу купили несколько ВШРА. До этого были небольшие заказы, которые скрепляли промышленными степлерами вручную. «Их было штук 12, да еще и каждую неделю какой-нибудь ломался – нагрузка была велика», – улыбается, вспоминая, Вадим. И опять не прогадали: ВШРА удалось загрузить. Сейчас типография перерабатывает 350-400 тонн бумаги в месяц. Но скоро эта цифра может измениться: не за горами пуск нового оборудования.

Новые горизонты
В рулонном цехе «Импульса» подозрительно тихо: обе башни CityLine Express стоят без движения. Причина этому вовсе не кризис, как можно было бы подумать, а монтаж последнего приобретения – башни HiLine с фальцаппаратом. «HiLine поставили на три недели раньше, чем планировалось. Снегу немерено, морозы, а тут приходит машина. Мы были ошеломлены. Ее и ставить-то было некуда. Спешно доделывали ремонт в помещении», – вспоминает директор. Инженеры «Внешмальтиграфа», работающие сейчас в цехе над установкой и запуском техники, видимо, хотят посоревноваться с логистиками и тоже закончить работы раньше, чем полагается: вокруг машины все кипит. Фальцаппарат установили за один день, да и остальные работы продвигаются с впечатляющей скоростью. «Это второй такой фальцаппарат у нас, и больше их нет ни в одной типографии России! – гордо рассказывает директор по производству типографии Алексей Кузнецов, проводя экскурсию по цехам. – Самое главное в нем – возможность работать с форматом А5. Раньше, чтобы получить этот формат, мы печатали либо А3, либо А4, и потом фальцевали. Теперь, если другие предприятия изготавливают такое издание за недели две, мы делаем его за неделю». Контракт на HiLine был заключен в середине прошлого года, незадолго до стремительного роста курса доллара и евро и не менее стремительного падения рынка. «Контракт был заключен в рублях, и, как бы остро мы не выясняли порой отношения с поставщиком, он все-таки нашел возможность продолжить вести его в рублевом эквиваленте. Мы, в свою очередь, выполнили обещания – контракт проплатили вовремя, и даже с опережением», – рассказывает Жуйков.

Машина еще не пущена в работу, но у руководства предприятия уже есть планы по ее усовершенствованию. «Вот в «ВМГ-Принт» разработали свою систему подачи краски – мы хотим приобрести у них такую же. Хорошая штука», – мечтает Вадим. О том, с чем была связана покупка столь производительной и недешевой машины, генеральный предпочел умолчать – мол, рано еще говорить, пока оборудование не работает. Но, загадочно улыбаясь, он говорит, что никогда не решился бы на такую покупку, не будь прозондирована почва у крупных клиентов. Мало того, уже есть мысли о дальнейшем оснащении типографии. «Сейчас мы думаем о поставке второй башни с газовой сушкой, даже газ уже провели – рассказывает директор. – Хотя рынок СМИ сильно провалился, мелованные обложки на газеты все-таки появляются. Я считаю, что за этим будущее. Мы не хотим отставать от тенденций рынка. Если получится, то у нас уже будет четыре башни, выстроенные в одну линию». Пока падения тиражей предприятие не ощущает: мощности загружены, идет лишь плавный спад, характерный для начала лета.

Куем кадры
Ставшего модным сейчас сокращения штатов типография не проводит: людей и так немного, а ну как появится еще один крупный клиент, кто будет работать? Поначалу у молодого предприятия были проблемы с сотрудниками: брали людей с улицы, обучали сами. «Руководство передавало им свой опыт, потом отправляли на обучение во «Внешмальтиграф» после инсталляции первой машины, - рассказывает Вадим, - И за три года – ни одного серьезного брака или поломки оборудования по вине наших работников. Значит, обучение пошло впрок».

Тем не менее, Вадим считает, что до матерых профессионалов печатникам «Импульса» нужно учиться еще: три года – небольшой для печатника срок. Несмотря на то, что Нижний Новгород – город со старинными полиграфическими традициями, с кадрами на рынке всегда было сложно. Поэтому экономический спад оказал на типографию и положительное воздействие: на рынке труда появились свободные кадры, покинувшие менее удачливые полиграфические фирмы. Так в типографии недавно появились новые люди. «Пришли люди, которые занимаются печатью уже лет 8-9. Это и для наших работников хорошо – пусть набираются опыта. Кто не очень хорошо справляется – тех переводим на менее сложные участки работы, но чтобы уволить старого работника из-за прихода нового – такого нет», - делится Вадим. Сотрудники и сами дорожат работой в «Импульсе». «Сказать, что наша заработная плата по сравнению с другими типографиями Нижегородской области высокая, нельзя. Она на нормальном, среднем уровне. Но мы можем похвастаться стабильностью выплат, хорошей надбавкой за качество продукции, за разряд, – рассказывает директор. – За три года никто из работников от нас не ушел».
3-61

Сделай сам
После рассказов Жуйкова о планах развития компании создается ощущение, что всеми обсуждаемый спад финансовой активности заблудился где-то на бездорожье Нижегородской области и до «Импульса» и его клиентов не добрался. Пока многие полиграфические предприятия ищут средства на поддержание бизнеса, здесь приобретается оборудование и берутся на работу люди! Отвечая на вопрос: «В чем секрет?», Вадим немного рассказал об экономике своей типографии: «Огромная проблема всех полиграфических фирм в том, что они развиваются на кредиты и арендуют площади. Мы исключили это изначально, вложили деньги в выкуп здания и в оборудование, но зато сейчас нам не нужно платить аренду, которая не только в Москве, но и по всей России просто непомерная. Большой плюс, что мы провели свое электричество, поставив собственную подстанцию, построили котельную, провели себе водопровод. В итоге мы вообще ни от кого не зависим, и это еще и экономит нам немалые деньги.

Изначальной политикой нашего предприятия было сделать с нуля все свое. Да, на это были затрачены большие средства, но с каждым годом это все больше и больше окупается и оправдывает себя, дает толчок для свободного приобретения техники. Сейчас нам будет еще легче обновлять парк, т. к. строительные работы в цехах и подсобных помещениях закончены, осталась только отделка, и теперь все свободные деньги будут идти на покупку оборудования».

Проблему с загрузкой типография решает за счет небольшой наценки на свои услуги – работают на оборот, стремясь привлечь как можно больше клиентов. Прельщают новых заказчиков и выгодными условиями по доставке: в «Импульсе» свой транспортный парк. «Машины ходят в Казань, Киров, Ковров, Чебоксары и во многие другие города, – рассказывает Жуйков. – Это большой плюс в глазах заказчика, но нам это тоже выгодно. Чем больше продукции мы делаем, чем чаще «мелькаем» за пределами города, тем чаще потенциальные клиенты в других городах узнают о нас – безо всякой рекламы – и обращаются к нам». Невысокая стоимость услуг стала возможной еще и благодаря очень жесткой политике руководства в отношениях с поставщиками расходных материалов: в этой области дополнительные траты всегда ложатся на плечи полиграфических предприятий, клиенты об этом даже не думают. Эти траты и старается снизить директор. «Мы не работаем с одним дистрибьютором. Кидаем клич по стране: нужна такая-то краска, предоплата. Нам выставляют цены, мы сравниваем, еще торгуемся и опускаем цену, а уж потом заказываем. Или вот, мелованная бумага. Сейчас ее продают в евро. У нас очень много газет выходит с мелованной обложкой. Мы так же кинули клич по продавцам, сказали, что готовы к предоплате, и цену стали снижать. Тем самым мы уменьшаем себестоимость и итоговую цену заказа для клиента», – делится опытом генеральный. Падения качества продукта от смены поставщиков он не боится: работа ведется тщательная, каждый материал скрупулезно подбирается под требования типографии. «Мы очень долго работали с фирмой Böttcher, покупали у них химикаты для увлажняющих растворов, – рассказывает директор. – Но в связи с тем что сейчас они продают свои товары только за евро, мы стали искать других дистрибьюторов. Одного уже нашли, дали анализы нашей воды, пример сырья, которое использовали до этого. Нам прислали исследования, показатели, и мы поняли, что нам подходят эти расходники. Характеристики аналогичны продукции немецкой компании, но цена уже в долларах. Böttcher, безусловно, лидер в своем сегменте, но можно найти и другие варианты. И так по каждому пункту расходных материалов». По мнению Жуйкова, чтобы добиться желаемой цены, можно использовать любые средства, ведь в конечном счете речь идет о привлечении клиентов, а значит, о выживании фирмы. «Где-то предоплата, где-то уговоры, где-то интриги: мол, не буду у вас брать никогда, и всем скажу, чтоб не брали. В этом нет ничего такого, цены растут неоправданно быстро, а у нас кризис!», – кипятится Вадим. Он убежден, что, для успеха в переговорах с поставщиками, их должен проводить исключительно директор. Руководитель в «Импульсе» самостоятельно занимается и привлечением клиентов – менеджеры лишь ведут уже лояльного заказчика. Такой подход генеральный объясняет просто: хороший менеджер в полиграфии – редкость, его надо вырастить, а типография молодая, и свои кадры пока не готовы. Поэтому все делает сам. «Может, эта схема и неправильная, но я считаю ее нашим маленьким успехом, – признается Жуйков. – Клиенты верят мне, потому что я, руководитель, лично работаю с ними. Менеджер не может самостоятельно снять все вопросы клиента, и тут заказчик начинает нервничать, что-то может не получиться. А так я сам веду всех клиентов, открыт для любых вопросов, контролирую и все допечатные процессы, могу сводить заказчика на формный участок, где работает CtP-система, и объяснить, почему вот этот цвет ему не подойдет. В итоге клиент видит, что имеет дело с серьезной компанией, в которой руководитель контролирует все и за все отвечает. Ведь главное – выжить в сегодняшней тяжелой ситуации. А это возможно только тогда, когда директор занимается всем, начиная от закупки ветоши и заканчивая управлением фирмой. Переговорами с клиентами, с поставщиками, уговорами, подарками, наконец, должен заниматься не заместитель, не менеджер, а руководитель. Только так можно преуспеть». Вездесущий генеральный действительно старается заниматься всем: принимать на работу сотрудников, общаться с заказчиками, следить за производством. Несмотря на бурное развитие, проблем у молодого предприятия много, поэтому приходится всегда держать руку на пульсе. Вадим любовно показывает на сверток с шестернями для печатной машины – заказал впрок, на случай форс-мажора. «В работе с оборудованием лучше перестраховываться, ведь мы печатаем газеты. Отгрузка должна осуществляться минута в минуту. Опоздаешь – никому тираж уже не будет нужен. А тут ломается деталь на машине! Нужно иметь запас того, что чаще всего выходит из строя. И директор должен это контролировать. Да, у нас есть главный механик, но, если что-то случится, ответственность все равно ляжет на плечи руководителя. Или вот последняя ситуация. Три дня в журнале работ не было выработки. Оказалось, бумага режется тупыми ножами. И каждый сотрудник перекладывает на другого ответственность: печатники – на механика, механик – на водителя, который не отвез ножи в заточку. И ведь все молчат, нет чтобы сразу к руководству прийти и решить все вопросы! Пока сам не вмешался, не забеспокоился, ничего не сделали! – горячится Жуйков. – Поэтому руководитель должен стремиться знать все, что происходит в компании. Это тяжело, это надоедает, но если вы хотите развиваться, надо работать именно так».

Мы стоим в «аквариуме» – стеклянном помещении над производственными цехами, из которого очень удобно следить за всем, что происходит внизу. Стрекочут ВШРА, сервисные инженеры вместе с печатниками снуют вокруг замершей CityLine и постепенно обретающей законченный облик HiLine. Но Вадим смотрит не на это. «Сказал же с утра, чтобы убрали паутину! – сетует он, показывая в углы цеха. – Ну какая может быть паутина на производстве?!».

Говорят, внимание к мелочам – залог успеха.


ВИЗИТКА ПРЕДПРИЯТИЯ

«Импульс» (Нижний Новгород) основана в 2006 г.
Услуги/продукция – печать газет и журналов.
Штат – 93 чел.
Оборудование:
prepress: CtP-система ECRM MAKO 4 (2 шт.);
press: Manugraph CityLine Express (2 башни), Manugraph HiLine (1 башня), Komori Spica (2 шт.);
postpress: ВШРА Müller Martini (6 шт.), резаки Wohlenberg, Perfecta (3 шт.), фальцевальный аппарат Stahl (2 шт.).
Площадь – 3000 м2.

3-62

ВИЗИТКА

Жуйков Вадим Николаевич,
генеральный директор типографии «Импульс»
Родился – 1963 г.
Образование – дзержинский филиал Горьковского политехнического института имели А. А. Жданова
Стаж в полиграфии – 10 лет
Семейное положение – женат, есть сын
Любимый афоризм – «У нас все впереди»
Хобби – спорт