PrintWeek, № 8-9 (81-81), 26 мая 2009 года
Рубрика: Репортажи

Семинар компании «Внешмальтиграф», посвященный УФ-печати на газетных машинах, прошел в конце апреля на базе краснодарской типографии «Кубаньпечать» - одного из немногих в России предприятий, которое внедрило эту технологию у себя на производстве.
Текст: Матвей Ламакин

По мнению специалистов компании «Внешмальтиграф» - именно УФ-технология является оптимальным решением для газетных типографий, стремящихся расширить номенклатуру выпускаемой продукции. Она позволяет использовать имеющееся оборудование для печати как на газетной так и на легкомелованной бумаге и таким образом дает предприятию возможность печатать не только газеты, но и цветные обложки и вкладки на меловке, а также другую продукцию рекламного характера.

Внедрение УФ-технологии относительно не сложно. Для этого необходимо установить на определенные башни машины компактные УФ-сушки, залить УФ-краску, а также правильно подобрать валики и офсетные полотна. Здесь рекомендации такие: обычные валики допускается использовать с уф-красками при объемах печати на мелованной бумаге, не превышающих 30% от общей загрузки машины или башни; в противном случае необходимо использовать специальные валики, предназначенные для работы с УФ-красками и соответствующие смывки. Правда, в этом случае допускается печать только такими красками. Промежуточный вариант – использование т.н. гибридных валиков (например, фирмы Boettcher), пригодных для печати и обычными красками и красками уф-отверждения. Аналогичные требования предъявляются и к офсетной резиной. Необходимо еще помнить, что хранение уф-красок не допускает их замораживания, а вот пластины при печати уф-красками можно использовать любые, но с обжигом.

Особые требования при работе с уф-сушками предъявляются к освещению: машина (башня) – должны быть изолированы от прямого солнечного света, а на окна необходимо установить желтые фильтры. Лампы дневного света также желательно заменить на лампы с желтым источником света. Так как требования к приводке и качеству печати на мелованных бумагах выше, нежели на газетных, специалисты «Внешмальтиграфа» рекомендуют устанавливать на машину т.н. «тянущие пары» – устройства, которые ставятся внизу башни для стабилизации проводки полотна и установка автосклейки. Последнее необходимо для обеспечения высокой точности натяжения полотна. Но и, кроме того, вес рулонов мелованной бумаги значительно превышает вес обычной газетной.

Свою машину –Manugraph CityLine Express – «Кубаньпечать» установила около года назад, а в сентябре 2008 г. модернизировала одну из ее четырех башен для печати УФ-красками, чтобы иметь возможность выйти в новые сегменты рынка и увеличить доходность бизнеса.

Как рассказал владелец типографии «Кубаньпечать» Олег Левик, на трех башнях машины печатают газеты, а на башне с уф-сушкой – в основном полукоммерческую продукцию на мелованной бумаге (цветные обложки, вкладки, брошюры). Если есть необходимость, на нее могут пустить и газетную бумагу – это дешевле и быстрее чем переходить на обычные краски и обратно. При печати используют обычную офсетную резину Vulkan 714 и обычные же пластины Fujifilm без обжига, выдерживающие тиражи до 50 000 оттисков. Сейчас в типографии работают на уф-красках бельгийского производства Arets Graphics. Увлажнение применяют специальное – для уф-красок. Автосклейки на машине нет, но есть система стабилизации полотна. Количество отходов бумаги сорта LWC на приладку ничем не отличается от обычной газетной – списание идет по существующим нормам.
А вот на себестоимости печати на мелованной бумаге пока еще сильно сказывается довольно высокая стоимость уф-красок – 12-13 евро за кг. По расчетам Олега, затраты типографии на обычную триадную краску при двусторонней печати листа формата 578х840 мм составляют чуть более 20
копеек. При использовании же уф-красок эта цифра увеличивается до 61 копейки, но заказчики готовы платить за это, поскольку издания приобретают более респектабельный вид и дороже продают рекламу на таких полосах.

Посмотрев печатную машину в работе, гости семинара сошлись во мнении, что применение технологии печати уф-красками позволило бы их типографиям расширить спектр своих услуг; сама же уф-сушка достаточна компактна по своим габаритам и требует минимальных усилий для ее установки на машину. В целом, участники семинара остались очень довольны этим мероприятием, и как сказал один из гостей применительно к УФ-технологии: «здесь есть над чем подумать…».

Остается добавить, что установка уф-сушки возможна на любую печатную машину Manugraph Cityline Express и Hiline, выпущенную за последние 10 лет.

3-50