Курсив", №2 (апрель), 2009

Андрей Мелько, директор по развитию, "Внешмальтиграф":

В 2007-08 годах в газетном бизнесе произошел прорыв в характере проектов. Если в предыдущие годы все клиенты предпочитали наращивать конфигурации шаг за шагом с интервалом в один-два года, то в этот период началась реализация крупных проектов. Комплекты оборудования стоимостью в несколько миллионов долларов стали нормальной практикой. Также закончилась, наконец, “одномодельность” поставок машин Manugraph в СНГ. Кроме хорошо известных газетных рулонных машин CityLine Express, установлены первые три машины HiLine в Санкт-Петербурге, Тюмени и Подольске. Еще две, в Дзержинске и Донецке, монтируются в настоящий момент.

3-20

Газетная печать в постсоветской России развивалась несколько более замедленными темпами, чем печать листовая. Причины этого просты: во-первых,она была довольно неплохо развита во времена Советского Союза, а во-вторых, и требования издателей к самим газетам были не очень высокие. И существующие мощности с этим вполне справлялись, тем более что довольно регулярно те или иные типографии вводили в строй отдельные газетные печатные машины как от ведущих европейских производителей, так и целого ряда азиатских компаний. Отдельно в этой связи здесь можно рассмотреть оборудование компании Manugraph, которая считается однозначным лидером на азиатском рынке производителей оборудования для газетной печати, но при этом не столь дорогой, как продукция из Европы. За 20 лет работы в России дистрибутором Manugraph — компанией «Внешмальтиграф» поставлено существенное количество газетных печатных машин.

Как известно, для того, чтобы продавать оборудование, необходимо четко представлять себе потребности типографии, с одной стороны, и нюансы эксплуатации продаваемого оборудования в реальной работе — с другой. Для этого компания «Внешмальтиграф» создала собственную коммерческую типографию «ВМГ-Принт», укомплектовав ее самыми современными моделями Manugraph, чтобы иметь таким образом собственное, полностью подконтрольное производство, которое является как тестовой и технологической площадкой, так и образцом бизнес-модели для клиентов.

HiLine
Прообразом современной модели HiLine была немецкая газетная машина Coroset партерного построения, лицензия на производство которой была приобретена Manugraph в 1988 году. В процессе производства HiLine была существенно доработана, и сегодня большинство машин состоят из секций башенного типа. Поставляются также секции “2+2” и секции, со встроенной автосклейкой “1+1” и “2+1”. HiLine имеет мощную механическую конструкцию, которая подразумевает активную круглосуточную эксплуатацию машины на протяжение многих лет. Вес одной башни составляет более 22 тонн.
3-21

HiLine позиционируется как современная, высокоавтоматизированная модель, способная производить газетную продукцию самого высокого качества. Уже в базовой комплектации она имеет серьезный уровень автоматизации – дистанционную систему управления приводкой, автосклейки бумажных рулонов, систему проводки полотна через башню.

В подольской типографии “ВМГ-Принт” газетная линия HiLine оснащена четырьмя автосклейками AMAL AR70, автоматическими системами управления приводкой и позиционирования линии рубки. Машина, состоящая из четырех башен имеет два фальцаппарата, один с соотношением цилиндров 2:2:2 и второй - 2:3:2. Каждый фальцаппарат может быть оснащен устройством третьего сгиба ротационного типа и параллельным сгибом, а фальцаппарат 2:3:2 – устройством сшивки и проклейки тетрадей.

Машина оснащена системой подачи краски в красочные корыта из контейнеров собственной разработки холдинга “Внешмальтиграф”. В настоящий момент налажен процесс производства таких систем и, как показывает практика, эта разработка представляет интерес для наших клиентов, покупающих газетные машины.

Линия HiLine, установленная в нашей типографии, соединена с двумя CTP системами по технологии CIP4. Это позволяет автоматизировать отработку красочных профилей на всех красочных аппаратах, что в итоге приводит к соответствию печатных оттисков электронному оригиналу и значительно экономит время, а значит и «макулатуру» на приладке.

Оценить качество печати в типографии VMG-Принт на машине HiLine читатель сможет, просмотрев тестовую вкладку в этом журнале. Что касается цифр, позволю себе лишь несколько. На замену комплекта форм, например 16 штук, уходит около 15 минут. В это время оператор вносит в систему ManuColor через CIP3 информацию о раскрытии красочных ножей. После нажатия кнопки «старт», все процессы выполняются в автоматическом режиме. В макулатуру попадет не более 2-х пачек газет, плюс полотно, находящееся в бумагопроводящей системе до включения натисков. Дальше – на скорости 45000 оттисков в час мы принимаем необходимый тираж на стеккер и упаковку пачек.

Это, конечно еще не полный перечень возможного оснащения. Можно установить систему дистанционного управления цветом, безваловый привод, автосклейки трех разных видов в линию, под углом 90 градусов и в нижнем уровне. Система увлажнения по выбору клиента – щеточная, либо типа “спрей”.
Как перспективные направления мы видим оснащение HiLine и CityLine Express газовой сушкой (первая инсталляция в типографии «Циркон», г.Реж) и ультрафиолетовой сушкой (установлена в типографии “Кубань-Печать”, г. Краснодар).

CityLine Express
Машина CityLine имеет в своей базовой комплектации оснащение, которое большинство поставщиков предлагают как опцию. Уже в стандартной комплектации машины содержит дистанционное управление приводкой с сенсорной панели, тянущие пары на входе в башню с вариатором, систему автоматического отрубания полотна при обрыве на входе в секцию, инерционные валики для извлечения полотна в случае обрыва. Опционально многие машины дооснащаются системами автоматической приводки и положения линии рубки, системой дистанционного управления зональной подачи краски, автосклейками. Автоматизация процессов позволила резко уменьшить количество бракованных копий, улучшить качество печати на протяжение всего тиража. Таким образом, компания MANUGRAPH-DGM своевременно оторвался от других производителей и стала мировым лидером по количеству производимых печатных секций одинарных ширины и диаметра.
3-22

CityLine Express - наиболее популярная модель в России. По уровню автоматизации она практически может быть доведена до модели HiLine, за исключением системы автоматической проводки полотна, которая при высоте башни в 4 метра не актуальна. Главным образом младшая модель отличается производительностью – 35000 оттисков в час, вместо 45000 у HiLine. CityLine Express может быть установлена в помещение с высотой потолка около 4 метров. Как и HiLine, CityLine Express имеет модульное построение и может наращиваться со временем под новые задачи.

Зарядки для рулонов
Компания Manugraph комплектует свои машины разного типа рулонными зарядками. К самому простому уровню можно отнести зарядку без возможности астосклейки с дисковым тормозом. Выбор моделей с автосклейками более широк. Сам завод Manugraph выпускает два типа автосклеек, для рулонов с диаметром 1067 мм, и с диаметром 1270 мм. Первый тип автосклеек может иметь как валовый привод, так и безваловый. Второй тип автосклеек может быть только при безваловом построении машины.

На территории стран СНГ представлены все типы зарядок Manugraph. Наибольшее распространение получила обычная рулонная зарядка. Таких устройств установлено больше двухсот. Обычных автосклеек для рулонов диаметром до 1067 мм установлено несколько десятков. Есть как варианты валового построения (большинство случаев), так и безвалового. К последнему типу относятся установки в городе Ярославле (автосклейки под углом 90 градусов) и в городе Тюмень (автосклейки на «нулевом» уровне). Автосклейки для рулонов с диаметром 1270 мм установлены в типографии «ВМГ-Принт» в городе Подольске Московской области.

Вообще «линейное» построение газетного агрегата следует признать не самым удачным. При большом объеме перерабатываемой бумаги транспортные потоки пересекаются, что создает неудобство в цеху. Расположение же автосклеек, под углом 90 градусов или в подвале при создании газетных агрегатов балконного типа, позволяет развести входящий и исходящий транспортные потоки. Большинство крупных газетных типографий в мире, оснащенных машинами Manugraph, работает именно по такому принципу.

Все автосклейки производства компании Manugraph имеют систему автоматического поддержания натяжения полотна. При помощи электроники можно выставить значение натяжения с точностью до одного ньютона. После чего автоматика будет его поддерживать вне зависимости от того сколько осталось бумаги в роле.

Привод машин
Большинство установленных машин Manugraph оснащены валовым приводом. Однако в последнее время стало появляться все больше установок машин с виртуальным валом. Такая опция существует для всех моделей. На машину CityLine Express в стандартном варианте устанавливается один двигатель на башню и один на фальцаппарат. Для машины HiLine предусмотрены два варианта оснащения безваловым приводом. В первом варианте на одну башню устанавливается один двигатель, во втором варианте - два двигателя. Машины Frontline и SmartLine имеют по четыре двигателя на башню. Практически все машины Manugraph поставляются с приводами и двигателями Baumuller, а электроника Siemens или Mitsubishi.

Безваловый привод наиболее распространен в случае, когда в одном газетном агрегате есть много секций башенного типа и фальцаппаратов. Такие машины приходилось видеть в ОАЭ или Швеции, где 6 или 8 секций – это норма для газетной машины. В таком случае перенастройка машины с тиража на тираж происходит существенно быстрее. Однако в СНГ большинство машин Manugraph имеют не очень «длинные» конфигурации, поэтому «виртуальный вал» не имеет в наших типографиях существенного распространения.

Устройства автоматизации
Машины производства Manugraph могут оснащаться различными устройствами автоматизации. Наиболее популярными среди них являются устройства автоматической приводки и настройки рубки, и устройство дистанционного управления регулировкой подачи краски по зонам. Оба этих средства автоматизации рекомендованы для газетных агрегатов, в составе которых находится много секций башенного типа. В таком случае автоматизация позволяет сократить время перенастройки с тиража на тираж и получить существенную экономию.

Устройство автоматической приводки и настройки рубки QuadTech при помощи камеры и обрабатывающего компьютера устанавливает идеальное совмещение красок за первые 50 оттисков. В дальнейшем, при печати тиража, машина автоматически отслеживает точность приводки и вносит необходимые регулировки. В СНГ на машинах Manugraph устройства QuadTech установлены в типографии «ВМГ-Принт» на машине HiLine, и в типографии «Таврида» в Симферополе на машине CityLine Express.
3-23

Устройство дистанционной регулировки подачи краски по зонам Manucolor позволяет с пульта управления машиной осуществлять регулировку всех красочных зон. Эта опция особенно актуальна для секций башенного типа, где ручная регулировка сопряжена с перемещением печатника по башне, что физически непросто. Предварительная настройка подачи краски по зонам по протоколу CIP4 в соответствии с данными RIP CTP позволяет либо вообще отказаться от регулировки подачи красок по зонам, либо свести ее к минимуму. В СНГ установлено несколько десятков устройств регулировки подачи краски по зонам Manucolor. Так что опыт их эксплуатации имеется весьма обширный. С экономической точки зрения, как показала практика, Manucolor на машине, состоящей из четырех секций башенного типа, окупается менее чем за два года.


О производителе
3-24

На сегодня компания имеет два индийских предприятия с большим количеством новейших и самых дорогих металлообрабатывающих центров японской фирмы MAZAK в стране (не говоря об автомобилестроении). Основная цель — добиться высочайшей точности размеров и качества деталей и уменьшить влияние человеческого фактора в производстве. Два года назад компания приобрела американский завод DGM и лучшие технические и конструкторские решения теперь доступны клиентам. Manugraph.

Хотя в портфолио Manugraph есть модели, которые пока остаются не востребованными на нашем рынке — FrontLine с производительностью и ценой выше, чем у HiLine, и SmartLine c двойной шириной рулона — они все равно станут актуальны через какое-то время. Очень своевременно, в период кризиса, Manugraph предложил рынку бюджетный вариант модели CityLine Express — более доступный, но менее автоматизированный CityLine. В условиях сокращения тиражей это хороший вариант для многих региональных типографий. Вообще, несмотря на нестабильную экономическую обстановку в мире Manugraph чувствует себе достаточно уверенно и сегодня. Рынки Южной и Юго-Восточной Азии пострадали от кризиса меньше чем другие регионы. Так что заказы у предприятия есть. Поставки оборудования и запчастей продолжаются. При этом, несколько сократились сроки производства, что можно рассматривать как один из немногих плюсов, которые нам подарил кризис.


На сегодняшний день на долю типографии «Курьер» приходится около 40% рынка всех выпускаемых в Санкт-Петербурге ежедневных газет, объем перерабатываемой бумаги составляет порядка 500 тонн в месяц. Типография узкоспециализированная, газетная, с достаточно большим опытом работы в отрасли. Учитывая все эти факторы, мне хотелось бы дать небольшой комментарий относительно оборудования компании Manugraph.

В сентябре 2007 года мы первыми в России установили газетную рулонную машину HiLine. Газетная линия Hiline обеспечивает печать до 48 полос А3 одновременно, в том числе 32 полосы в цвете. Сегодня это хороший показатель в полиграфии Петербурга. Hiline позволила нам решить достаточно значимую на тот момент проблему - печать в один прогон многочисленных газет объемом 32 полосы А3 – таких как «МК в Питере», «Санкт-Петербургский курьер», «Коммерсант» и др.

Мы остановили свой выбор на этой машине после изучения достаточно большого количества предложений от производителей аналогичного оборудования. Основными принципами, которыми руководствовались при выборе машины, были: производительность, высокая надежность и разумная стоимость. К слову о надежности механической конструкции, вес этой газетной линии - около 160 тонн. Вес одной башни – 22 тонны. Механическая конструкция машины надежна и рассчитана на работу на скоростях и выше 45000 отт/час. Так что оптимальное сочетание этих трех показателей стало определяющим в пользу машины Hiline, на которой сейчас печатается почти все тиражи ежедневных газет.

Н.А. Милевский, директор типографии "Курьер"