"Полиграфия" № 8, 2008.

Интервью с директором типографии Дмитрием Филипповым:

Дмитрий, Ваша типография создавалась под успешное и достаточно давно работающее на рынке издательство, выпускающее газеты бесплатных объявлений «Ярмарка» и «Газета для Вас». Насколько целесообразно для издательства создание собственной производственной базы?

4-70

Сегодня это явление, когда издатели открывают собственную типографию, можно рассматривать как закономерное. Я бы выделил три основных причины, по которым быть автономными целесообразно.

Во-первых, в основном выход еженедельных газет в типографиях планируются к пятнице (газеты бесплатных объявлений и издания, содержащие программу телевидения). Соответственно, максимально загруженные дни приходятся на вторник, среду и четверг. Профиль наших изданий - бесплатные объявления, т. е. как раз в самые напряженные дни следует отдавать в печать и наши газеты. Каждый тираж – это риск: выйдет вовремя газета или нет, и тут мы зависим полностью от типографии. Однажды выпуск нашего издания задержали на сутки. Для газеты бесплатных объявлений это очень ощутимо, поскольку все ожидают тираж именно в пятницу, тогда он раскупается как горячие пирожки. Если мы не продали газету в первый день, мы теряем до 40 % тиража.

Во-вторых, у большинства типографий, таких как Тюменский Дом печати, например, очень плотный график загрузки и мы не можем прийти туда с новым проектом.

4-71

Третья, достаточно существенная причина, - колоссальная проблема с качеством. Я не хочу ничего сказать негативного о наших, в прошлом, партнерах, но факты говорят сами за себя. Каждые год-два мы меняли типографию: не устраивали как качество, так и цены. Стабильно мы работали только с нашими последним партнером - типографией «Циркон», г. Реж.

Вместе с тем сейчас прослеживаются и обратные тенденции, когда типографии, ведущие только полиграфический бизнес, задумываются о собственном издании. Это закономерно, ведь крупные, финансово устойчивые издательства с большой долей вероятности построят свои собственные типографии, и, соответственно, уйдут из типографий, где размещали до этого свои заказы.

Когда у вас созрело решение построить собственную типографию?

В 2004 году. Мы увидели на выставке «ПолиграфИнтер-2005» газетную машину CityLine Express. Потом на год отложили покупку, а через год «Внешмальтиграф» предложил HiLine – машину уже другого класса, с большей скоростью печати – до 45 тыс. отт./ ч.

Каким образом Вы планируете «загрузку» производства?

В настоящее время мы печатаем наши собственные издания. Это газеты бесплатных объявлений - «Ярмарка», тиражами от 8 тыс. до 11 тыс. экз., объемом 96 полос, которые выходят для трех городов: Тюмени, Сургута и Нижневартовска, а также «Газета для Вас», тиражом 30 тыс. экз., которая распространяется в Нижневартовске.

Пока мы хотим «набить руку». Сейчас делаем анализ рынка, собираем информацию: кто по каким ценам печатает, и планируем печатать по таким же. Но если честно, качество у нас объективно лучше.

Конечно, построить типографию с нуля, без своих заказчиков – очень рискованное предприятие. К тому же, в нашем регионе довольно много полиграфических предприятий. В результате конкуренции рентабельность бизнеса падает, а газет намного больше не становится. Мы проводили соответствующее маркетинговое исследование, из которого стало видно, что в течение последних трех лет рынок не пополнился новыми серьезными изданиями.

Тогда почему вы пошли на такой риск, понимая, что экономическая целесообразность такого производства спорна?

Как раз потому, что у нас есть свои издания, мы рискуем минимально. Кроме того, планируем брать в печать и другие газеты, имеются в виду северные издания, в том числе газеты с небольшими тиражами. Уже сейчас, когда типография только-только начала работать, к нам приходят издатели, даже наши прямые конкуренты. Это естественно, ведь при вполне сопоставимой цене мы обеспечиваем другой уровень качества. Мало того, в ближайшем будущем планируется приобретение третьей башни. Всего же предполагается, что газетная линия будет состоять из четырех башен HiLine. Под такую конфигурацию машины строилось и здание типографии. Однако ставку мы делаем на новую издательскую концепцию, но это пока секрет. Такой подход закономерен. Только монополисты могут рассчитывать на относительно уверенное положение на рынке. Кстати, как пример можно рассматривать компанию «Внешмальтиграф». Она единственная в СНГ продает оборудование Manugraph, а оно, в свою очередь, является лучшим в своей нише по соотношению «цена-качество».

Об оборудовании Manugraph Вы знали до выставки «ПолиграфИнтер-2005»?

Да, газетная рулонная машина NewsLine стояла в типографии «МВ-принт» (г. Нижневартовск). Эта типография одно время печатала наше издание. В 2004 г. их оборудованию было уже 7 лет, но машина работала отлично, мы даже думали, что это немецкая техника. Выяснилось, что у «Внешмальтиграф» было много установок еще в СССР, а о серьезности компании Manugraph, оборудование которой поставляет «Внешмальтиграф», говорит еще и тот факт, что сравнительно недавно она приобрела американскую фирму-производителя газетных машин - DGM.
4-72  4-73

В целом вы довольны сотрудничеством с компанией «Внешмальтиграф»?

Да, вполне. Очень приятно, что все проблемы решаются по звонку. Я могу это любому сказать, кто будет думать о покупке машины во «Внешмальтиграфе». Мы на своем опыте убедились, что подход к работе с заказчиком у компании-поставщика строится на интересах клиента. Вполне предсказуемо, что только в этом случае сотрудничество оказывается взаимовыгодным и плодотворным. Это очень располагает, так же как бутерброды на выставке. Вкратце расскажу эту историю. Я приехал на выставку «ПолиграфИнтер» в 2005 г. с нашим техническим директором Сергеем Бартеневым. Ходили мы по выставке достаточно долго, смотрели оборудование КВА, Solna, задумались о приобретении машины бывшей в употреблении. Естественно, проголодались и собрались идти в кафе. И тут проходим мимо стенда «Внешмальтиграф». Как я говорил, до этого мы знали о машинах Manugraph, но немного пугало, что компания индийская, потому что Индия-Китай в нашем сознании слова-синонимы. На стенде «Внешмальтиграф» нас встретил директор по продажам и после обмена визитками, первое, о чем он нас спросил: «Ребята, вы, наверное, голодные?». Нас накормили-напоили, так и завязались отношения.

В настоящий момент мы сотрудничаем с компанией «Внешмальтиграф» не только в связи с установкой газетной линии HiLine, но также в приобретении расходных материалов и бумаги. В частности, недавно VMG-paper – подразделение «Внешмальтиграф», отгрузило нам бумагу даже без предоплаты. Такое доверие к клиенту подкупает.

Расскажите, пожалуйста, вкратце о Вашем издательстве.

Год основания холдинга – 1998, в августе мы начали издавать газету «Ярмарка». Этот проект пришелся на кризис, выпуск второго номера – уже как раз на разгар кризиса. Помню, мы сидели тогда около Сбербанка, где сняли последние деньги и думали, заплатить за тираж или пойти купить коробку масла на рынке, потому что все в этот момент закупали продукты исключительно большими коробками. Но наше финансовое положение достаточно быстро стабилизировалось, газета бесплатных объявлений оказалась очень востребованным проектом.
Прошло 10 лет, настало время менять направление. Так что построение в 2008 г. собственной типографии – событие закономерное.

Как прошел монтаж машины, сложно ли было ее осваивать?

Могу сказать, что монтаж оборудования специалисты сделали за два месяца вместо предполагаемых трех, к тому же без привлечения сервисных инженеров Manugraph. Учитывая класс оборудования, а также его размерно-весовые характеристики (вес 60 т, длина 20 м и высота - около 7 м), можно говорить о достаточно высоком уровне технических служб нашего поставщика. Что касается печати, то предварительно наши печатники прошли двухнедельный курс обучения в типографии VMG-Print холдинга «Внешмальтиграф». Уже в середине сентября напечатали первую газету на новом оборудовании. Но печатали ее в течение 18 ч. Это была «Газета для Вас», 16-полосное издание тиражом 30 тыс. экз. Печатники до этого работали на машине Solna и индийском оборудовании совершенно другого класса и поначалу, после того, как уехали представители «Внешмальтиграф», было непросто. Например, у нас постоянно рвалась бумага, пока не поняли, что она заправлена неправильно.

На следующей неделе попробовали печатать «Ярмарку» - 128 полос. В этот раз напечатали достаточно быстро. Сейчас, третью неделю, мы уже печатаем все свои четыре газеты (три «Ярмарки» и «Газету для Вас»).

Еще раз вкратце поделитесь, пожалуйста, своими планами?

Что касается типографии, сейчас формируется вторая бригада в количестве шести человек, в состав которой будут входить два печатника и четыре помощника. Пока мы работаем в две смены. Так что наши ближайшие планы – это «обкатка» оборудования и подготовка печатников. Только после этого мы планируем набирать заказчиков. К тому же, как я уже говорил, в настоящий момент активно проводится мониторинг рынка Северного региона, Екатеринбурга и Омской области. Так что в ближайшие месяцы мы собираемся сосредоточить свое внимание именно на этих проблемах.



Типография «Ярмарка-Сургут», г. Тюмень
Дата основания – 2008 г.
Специализация – производство газет
Газетное оборудование – рулонная офсетная машина HiLine (производитель – Manugraph)
Конфигурация: две полноцветные башни, две автосклейки, фальцаппарат 2:2:2 и автоматизированная система настройки подачи краски по зонам Manucolor с протоколом CIP4
Макс. скорость работы - 45 000 отт./ч
Производственная площадь - 1200 м2, общая площадь – 3000 м2


Материал подготовила Е. Коробова