PrintWeek, № 14 (65), 2008

Здание «Тюменского дома печати» похоже на все «партиздатовские» типографии: те же гулкие коридоры, лабиринты лестниц, комнат и даже мозаики на фасаде. Впрочем, это все, что напоминает здесь о плановой экономике.

Уже три года – с момента акционирования – на предприятии проходит активная модернизация. Но и от оборудования, работающего уже много лет, руководство не отказывается. В результате получается интересный контраст: техника новая и техника, проверенная временем. Как говорится, в умелых руках все пригодится.

Текст: Екатерина Атрошкина


4-1

Участок допечатной подготовки встречает нас свежим ремонтом и новеньким CtP Kodak Trendsetter 400 III Quantum. «До нас такое же устройство поставила у себя режская типография “Циркон”. Мы посмотрели, что у них оно работает исправно, уже три года никаких нареканий нет, и решили последовать их примеру», – рассказывает директор производства «Тюменского дома печати» Владимир Новоселов. Покупка оказалась своевременной: фотовывод, несмотря на то что носит гордое имя Heidelberg Signasetter, недавно отметил десятилетний юбилей, а чем старше оборудование, тем сложнее его ремонтировать. «Недавно произошла поломка. Специалистов по Signasetter в российском представительстве компании Heidelberg почти не осталось, да и деталей ждать долго, 3–4 недели, – объясняет Владимир. – Пока обеспечиваем машины пластинами только за счет CtP».


4-2
Участок рулонной печати рассредоточен по зданию: на втором этаже расположилась CityLine Express, установка которой завершилась совсем недавно, для экономии площадей наверх подняли башни, оставив на первом автосклейки. Устанавливали так, чтобы осталось место еще под несколько секций. Теперь дооснащение можно будет легко сделать, если, конечно, возникнет такая потребность. А она вполне может возникнуть: по словам Владимира, газетный рынок города развивается семимильными шагами. «Заказов на печать газет в регионе хватает – сейчас ощущается нехватка кадров, а не отсутствие работы. Нужно набрать еще две бригады. Надеюсь, к сентябрю мы сформируем коллектив и будем работать в две смены. Все больше местных газет переходят в цвет, а общероссийские издания уже давно это сделали», – говорит Владимир Новоселов. Как раз для развития цветной печати в регионе приобреталась два с половиной года назад первая CityLine Express – предприятие тогда только прошло процедуру акционирования и стремилось занять нишу, которая на тот момент была пуста. «Первую машину поставили отдельно, в помещении бывшей столярной мастерской (оно особо для этого не приспособлено), т. к. были сомнения, оправдает ли она себя, – рассказывает Владимир. – Думали, что, если будут проблемы, демонтируем ее и займем помещение чем-нибудь другим. Но техника оказалась хорошей. Единственный минус – ручные зарядки, а значит, 10–12 тыс. экз. отпечатали и надо останавливаться, чтобы поменять рулон. На перезарядку уходит 10–15 мин. За два часа – три переклейки. На новой машине это время экономится».

«А теперь для контраста взгляните сюда», – приглашает нас Владимир в следующее помещение. Открывшаяся взору картина и правда резко отличалась от того, что мы уже видели. Еще бы, ведь два Rondoset работают в типографии с 1978 г. Но, несмотря на малопрезентабельный вид, эти ветераны трудятся без сбоев. После приобретения нового оборудования основная масса заказов была переведена на них, а до этого работа на Rondoset шла сутками. «Это ведь старое, добротное железо из ГДР, – улыбается Владимир, – хотя тюменского железа в них за эти годы уже как минимум половина. Видимо, оно у нас не хуже».

4-3

Спускаемся на первый этаж, в листовой цех. Двухкрасочная Komori Sprint, приобретенная три года назад, задействована под небольшие тиражи рекламной полиграфии. А основная труженица – четырехкрасочная KBA Planeta – выполняет заказы на книги и упаковку. «Эта машина пришла еще из ГДР, что положительно сказалось на ее качестве. Вторая такая же, только двухсекционная, купленная годом позже, уже после объединения Германии, заставила нас помаяться, как будто это абсолютно разное оборудование», – вспоминает Владимир. Объемы производства книг у нас небольшие, а вот упаковки выпускается много: предприятие покрывает потребности практически всего города. Поэтому участок postpress работает в три смены. «Сначала мы делали упаковку на плоскопечатных машинах, но качество страдало, аккуратной коробки не получалось. Потом приобрели три пресса Tyml», – рассказывает Владимир. Под склейку фармупаковки тюменские умельцы переоборудовали линию по выпуску коробок для стирального порошка, созданную еще в СССР. «Мы купили ее в разгар перестройки и переделали под другой формат, – объясняет Владимир. – Она долго стояла без дела, активно используется лишь последние 5–6 лет». Местные инженеры не только совершенствуют машины, но и самостоятельно

4-4

осуществляют техническую поддержку всей производственной базы. «Сервисные специалисты фирм-поставщиков “живут” в типографиях, которые только начинают работать на рынке, им все в новинку, а у нас достаточно опыта, чтобы решать вопросы самим. У меня такая практика: чем меньше у нас времени проводит сервисный специалист (даже при установке), тем лучше для моих печатников, пусть сами учатся и набираются опыта. Пока инженеры здесь, сотрудники только смотрят на машину, а должны работать на ней», – делится опытом Владимир. Вот они и работают. Хорошо работают, оставив вашей покорной слуге прерогативу ходить и смотреть на машины. Все по плану.

Визитка

ОАО «Тюменский дом печати»
Дата основания – 1920 г.
Специализация – производство газет, упаковки, книг, рекламной полиграфии
Штат – 250 чел
Производственная площадь – 15 664 м2