PrintWeek, № 8 (59), 2008

Санкт-Петербургская компания «Курьер» в годы перестройки обзавелась собственной типографией, которой удалось быстро «оттянуть» у конкурентов значительную долю заказов на печать газет. «Наше основное преимущество в том, что мы не только печатаем, но и занимаемся распространением ежедневных газет», – говорит исполнительный директор фирмы Николай Милевский.

Интервью: Елена Бондаренко

 5-60

Какова структура холдинга «Курьер»? Когда в его составе появилась собственная полиграфическая база?
У компании сегодня несколько направлений деятельности, в том числе издательство – мы издаем две собственные газеты – «Санкт-Петербургский курьер» и «Петровский курьер» – и полиграфия, которая является для нас основной. Образовалась фирма «Курьер» в 1991 г. Занималась она тогда организацией подписки и доставкой периодической прессы по Санкт-Петербургу. Начинали с одной газеты «Вечерний Ленинград», тираж которой в то время составлял 280 тыс. экз. Постепенно к нам пришли такие крупные издания, как газета «Коммерсант», журнал «Деньги» и др. А через некоторое время все издания, распространяемые по подписке в Петербурге, стали работать с нами. Сейчас это направление деятельности не входит в сферу наших интересов – оно снова стало прерогативой почты.
Еще в те времена, когда фирма занималась только доставкой, мы учредили свое бесплатное издание «Петровский курьер», тираж которого доходил до 1 млн 300 тыс. экз. Затраты на его печать были для нас довольно ощутимыми, поэтому решили создать собственную полиграфическую базу. В 1997 г. для новой типографии мы купили первую в России газетную машину Goss Universal 45. Сначала печатали только собственное издание, а потом решили, что раз оно выходит один раз в неделю, в остальные дни можно выполнять сторонние заказы. Постепенно в нашу типографию пришла значительная часть изданий, которые мы доставляли. В скором времени загрузка машины выросла до такой степени, что возникла необходимость в покупке еще одной. D 2004 г. купили машину Solna G150, которая позволяла печатать газету с 32-мя цветными полосами, и всего за два года ее загрузка вплотную приблизилась к предельной. Бывали даже случаи, когда мы были на грани срыва графика печати. Тогда снова встал вопрос о расширении производства, и мы остановили свой выбор на газетной машине HiLine компании Manugfaph.

Как Вы оцениваете ситуацию на газетном рынке региона?
Когда мы начинали, на рынке было довольно просторно. Газеты в городе печатали Санкт-Петербургский газетный комплекс и две-три типографии. Поскольку мы предлагали услуги не только по печати, но и по экспедированию ежедневных газет, то смогли быстро сформировать довольно большой портфель ежедневных изданий. Им удобно было получать все услуги в одном месте: организацию подписки, полиграфию и доставку.
Сегодня тиражи большинства ежедневных подписных изданий упали, и такая тенденция сохраняется. Но при этом стало выходить очень много коммерческих изданий, в основном бесплатных. Правда, большинство из них – рекламно-информационные с большими тиражами и с большой полосностью, распространяемые по системе раздачи у метро.
Сегодня город, в основном, поделен между типографиями, печатающими определенные виды изданий. И движение заказчиков сейчас очень незначительное. Оно и понятно: сложно менять наработанные связи и налаживать новые контакты. Надо очень сильно довести издателя, чтобы он решил сменить типографию.

Какой процент газет в вашей типографии печатается в цвете, а какой в черно-белом варианте?
Большинство газет выходят не полностью цветными, а с некоторым количеством цветных полос. Если считать таковыми газеты, где четырехкрасочные полосы составляют больше 50%, то таких изданий у нас примерно половина. Как правило, это крупные ежедневные газеты и еженедельники. А вот среди сорока наших муниципальных изданий 90% – черно-белые.

Вашей типографии, наверное, выгоднее печатать цветные издания?
Я бы так не сказал. Черно-белая печать проще, дешевле и быстрее. А, учитывая наш график, времени на выполнение заказа отводится очень мало. Судите сами: большинство наших газет, а тиражи у них значительные, сдаются в печать поздним вечером, а утром уже должны попасть к подписчикам. Есть издательства, которые сдают нам файлы в 2 часа ночи, а в 4 утра уже получают тираж. А ведь полосы надо принять, вывести формы, напечатать. Вот, например допечатная подготовка 24-полосной цветной газеты занимает не меньше часа. И столько же остается на приладку и печать.

Как удается выдерживать такие сроки?
Если бы не умели это делать, то не удержались бы на рынке. Все технологические процессы и графики работы выстроены таким образом, чтобы не подвести заказчика. Конечно, бывают сбои и накладки, особенно если редакции газет не соблюдают графики сдачи полос. Я их понимаю – для информационных изданий важно, чтобы в них были самые свежие новости, но если первое издание опоздало со сдачей, то следующие в цепочке сдвигаются. И страдает часто самый последний.

Многие типографии, работающие со СМИ, жалуются на давление со стороны издателей. Как вы строите отношения с клиентами?
Если бы мы были монополистами, то могли бы диктовать издателям наши условия, а в нынешних жестких условиях приходится оглядываться на конкурентов. Все мы взвешиваем риски потери заказчика, а если это крупное издательство, то его уход в другую типографию может серьезно отразиться на нашей деятельности. Приходится лавировать.

То есть вы идете на ценовые условия, выдвигаемые издателями?
Обычно стоимость наших услуг оговаривается в момент заключения контракта. И здесь мы готовы идти на некоторые уступки, которые все же предполагают сохранение прибыльности заказа. Хотя я убежден, что для большинства наших клиентов цена не является решающим фактором при выборе полиграфической базы. А если уж издатель принимает решение о переходе в другую типографию, то вызвано оно не дороговизной. Чаще всего типография перестает его устраивать с технологической точки зрения, например, не может обеспечить нужную цветность и полосность. В процессе поиска учитывается, конечно, и ценовая политика. Бывает, что переговоры длятся несколько лет, но все же достигают успеха. И все остается хорошо до тех пор, пока у редакции есть средства на выпуск издания.

Вам приходится кредитовать своих заказчиков?
Ни с одним изданием мы сегодня не работаем на условиях 100-процентной предоплаты. А 90% из них печатаем в долг. Они, конечно, постепенно гасят задолженности, но отсрочки платежа могут достигать нескольких месяцев. А ведь нам надо платить зарплату рабочим, закупать расходные материалы, приходится постоянно брать кредиты в банке. Вот, посмотрите, на понедельник задолженность составляла 12 млн руб., к пятнице она упала до двух млн, но к следующему понедельнику снова будет 12 млн. Мы же продолжаем печатать эти издания. Если откажемся – они уйдут в другую типографию. И хотя здесь в основном «работает» корпоративная этика: новая типография может поставить условие взять издание только после того, как оно рассчитается с прежними долгами, были у нас и такие клиенты, которые, не расплатившись с нами, а уже наделали долги в других типографиях.

Как вы считаете, можно ли выработать единую ценовую политику среди газетных типографий города?
Как можно договориться о ценах, если у каждого свои возможности? Есть издания, которые при переходе в другую типографию потеряют в объеме, цвете и дополнительных услугах, их никакой ценой не переманишь. А есть такие, которые я сегодня не могу принять в силу отсутствия необходимой технической базы.
Наше преимущество – не в низкой цене, а в том, что обеспечиваем полный цикл услуг начиная с допечатной подготовки и заканчивая экспедированием. Для ежедневных газет, имеющих платную подписку, это очень важно. Сам процесс экспедирования – довольно сложный и трудоемкий и денег мы на нем практически не зарабатываем. Но он помогает комплексно решать задачи издателя. Я уверен, что если бы мы сейчас отказались выполнять экспедирование, от нас ушло бы 80% изданий. Уйти они, правда, могут только в газетный комплекс, который тоже выполняет экспедирование. Остальные газетные типографии эту услугу не предлагают, и поэтому у них совершенно другой контингент изданий – те, кто не имеет платных подписчиков.

В составе фирмы «Курьер» есть подразделение прямой почтовой рассылки. Как его деятельность пересекается с работой типографии?
Это направление действует с момента основания фирмы. Сегодня довольно много наших заказчиков пользуется его услугами: рассылают вместе со своими изданиями рекламные материалы. Причем мы можем использовать их клиентскую базу, или предложить свою. Рассылка осуществляется по всей России. Наше подразделение direct-mail как раз и обеспечивает вложение этих рекламных материалов в издания, которые мы печатаем. Бывает, что в одну газету должно попасть до шести вложений. И это в условиях наших жестких сроков!

Чтобы работать в таком высоком темпе, нужен квалифицированный персонал. Как вам удается сохранять костяк коллектива?
У наших работников достаточно хорошая зарплата. Кроме того, мы обеспечиваем сотрудникам очень широкий социальный пакет: медицинскую страховку, бесплатный проезд и горячее питание, в том числе и в ночной смене. Мы тратим большие деньги, чтобы люди чувствовали заботу о себе. Помимо всех льгот, выплачиваем материальную помощь к отпуску и помогаем с кредитованием под гарантии предприятия.


ВИЗИТКА:
Милевский Николай Адамович – исполнительный директор фирмы «Курьер»
Родился – 4 января 1958 г.
Образование – Ленинградский инженерно-экономический институт, специальность – инженер-экономист
Стаж в полиграфии – с 1997 г.
Семейное положение – женат, двое детей


ВИЗИТКА ПРЕДПРИЯТИЯ:
Фирма «Курьер». Основана в 1991 г.
Штат: 180 человек
Оборудование:
- prepress: CtP-системы Kodak Trendsetter News 70 – 2 ед.;
- press: газетные машины Goss Universal 45, Solna G150, Manugraph Hiline;
- postpress: стекеры и обвязчики фирмы Gammerler.
Производственные площадь: 3000 м2