PrintWeek, № 6 (57), 2008

Типография «Кубаньпечать» за 13 лет своего существования превратилась из производственной базы небольшого издательства в одно из лидирующих полиграфических предприятий края. По мнению ее директора Олега Левика, секрет успеха в том, чтобы удивлять заказчика неординарными решениями и возможностями. 

Интервью: Елена Бондаренко

5-40

Как вам удалось за такое непродолжительное время вывести предприятие на лидирующие позиции в Краснодарском крае?
Мы начинали как издательство – выпускали детские брошюры на скрепке. Через какое-то время поняли, что для снижения расходов на печать имеет смысл обзавестись собственной полиграфической базой. Хотя тогда мы не имели понятия, что такое полиграфия. Я поехал на выставку «Полиграфинтер» и так мне там понравилось, что захотелось купить все представленное оборудование. К сожалению, наши финансовые возможности были не безграничны, поэтому мы приобрели только одну рулонную машину ПОГ Ейского завода полиграфического машиностроения. Сначала она обслуживала только нужды издательства, но после книжного бума первых лет перестройки в середине 90-х книжный бизнес стал затихать. Перенасыщение рынка привело к падению спроса. У нас тоже тиражи сократились, и чтобы оборудование не простаивало, мы стали брать сторонние заказы. Как ни странно, первой продукцией, которую мы отпечатали на сторону, стали не книги, а газеты. Довольно быстро загрузка печатной машины достигла максимума, и возникла необходимость покупки еще одной, а потом и еще. Какое-то время у нас работало пять машин ПОГ. Настал момент, когда понадобилось собственное послепечатное оборудование, а затем и листовая техника. Как раз в это время мы с партнерами разделили издательский и полиграфический бизнес, и я полностью сосредоточился на развитии типографии.

Как в типографии распределяются заказы?
Газеты и журналы составляют порядка 60% всей нашей загрузки. 20% приходится на книги, еще 15% – заказы нашего издательства, а остальное – буклеты, рекламная полиграфия, упаковка, этикетка. Мы стараемся сначала по максимуму загрузить свои мощности собственными заказами, и только потом ищем сторонних клиентов.

Какая выгода от таких заказов?
Они не приносят прибыли, зато мы значительно снижаем затраты на печать своей продукции. Сейчас полиграфический бизнес вообще низкорентабельный. Высокую рентабельность обеспечивают только элитные издания. А они зачастую печатаются за границей. Если ситуация не изменится, рентабельность полиграфического бизнеса довольно скоро приблизится к нулю.

Если полиграфия такой неприбыльный бизнес, то как Вы объясните планы компании A-pressen и «Комсомольской правды» открыть в Краснодарском крае две новые газетные типографии?
Создание большого количества типографий в одном регионе убьет бизнес для всех. Я не понимаю смысла в строительстве в крае крупных газетных типографий и считаю, что им трудно будет найти загрузку на то высокопроизводительное оборудование, которое они собираются ставить. В городе уже работает четыре газетные типографии, которым и так тесно на рынке, а средние тиражи у нас 3000–5000 экз. Новые игроки смогут привлечь заказчиков только низкой ценой, однако снижать ее уже просто некуда. Вот пример. В результате демпинга издательского дома «Провинция», пытавшегося пару лет назад выйти на наш рынок, мы потеряли наценку в размере 600 тыс. рублей в месяц. Но не отдали ни одного издания! А когда представители ИД решили договориться с другими участниками рынка и повысить цены, уже не получилось. Издатели увидели, что мы можем печатать дешевле и теперь от повышения на одну копейку в обморок падают.
Благодаря диверсификации бизнеса наша типография не погибнет, даже если в регионе прибавится конкурентов, но им тоже стоит задуматься о том, как они будут строить бизнес. Тот же ИД «Провинция» свернул сейчас свою деятельность в Ростове, в Краснодаре и в Москве, однако тяжелый след за собой оставил.

Газетные и журнальные типографии довольно редко занимаются другой полиграфической продукцией. Вы же, наоборот, делаете ставку на универсальность.
А что нам остается делать, если демпингующие типографии готовы печатать по цене бумаги плюс 1%? Так бизнес развиваться не может! А мы – коммерческое предприятие. Вот и приходится осваивать все направления, предлагать клиентам что-то, чего ни у кого нет. Только так мы можем бороться с демпингом и привлекать заказчиков на выгодную нам цену.
В крае сейчас разоряется большое количество типографий. Мне то и дело поступают предложения взять в аренду готовые производственные мощности. Наверное, многим кажется, что полиграфия – прибыльное вложение денег, не требующее особого внимания. Достаточно купить современную печатную машину, взять на работу печатника и можно «печатать деньги». А в результате такого отношения бизнес прогорает.

А в чем, по-вашему, секрет успешности полиграфического бизнеса?
Нужно дифференцировать свои задачи, удивлять заказчика неординарными решениями и возможностями. Мы все время стараемся предложить клиентам что-то необычное для нашего региона. В ближайшее время издателям понадобится поэкземплярная упаковка, а у уже есть соответствующее оборудование.
Но все же главный секрет успеха в полиграфическом бизнесе – производство качественного продукта. Прошли времена, когда можно было схалтурить. Сейчас заказчики стали очень требовательные – на печать со своими денситометрами приходят.

В вашей типографии работает несколько рулонных машин и все они – разных производителей. По какому принципу покупается оборудование?
Мы живем реалиями своего рынка и ищем оборудование, которое подходит нам и по возможностям, и по бюджету. Изучаем рынок и подбираем самые лучшие варианты, исходя из наших возможностей. Когда осенью 2007 г. мы выбирали рулонную машину, то провели тендер среди поставщиков оборудования. Оценивали не только возможности и цену машин, но и быстроту реакции на запрос, реальное количество инсталляций. В результате выбрали Cityline – далеко не самый дешевый, но зато самый удачный вариант.
Чем выше степень автоматизации машины, тем легче с ней работать и тем меньше требований предъявляется к квалификации печатника. Уровень персонала постоянно падает. В Южном Федеральном Округе печатников вообще никто не готовит, а ближайший институт, который выпускает специалистов в области полиграфии, находится в Москве. Мы отправляли своих сотрудников туда учиться, и ни один из них на предприятие не вернулся. Несмотря на то, что у нас сильно завышены цены на этих специалистов. Я думаю, что у нас они получают даже больше, чем в Москве.
Мы меняем оборудование еще и потому, что растут объемы производства. Сейчас в пиковый день мы выдаем 150 тыс. экз. журналов. Не каждая московская типография может обеспечить такую производительность.

Машина Cityline расширит ваши возможности?
Мы купили две машины этой марки и планируем покупку третьей, а также секции Hiline c УФ-сушкой. Мы печатаем периодику, поэтому все процессы в типографии должны быть дублированы.
Новый производственный комплекс качественно изменит наши возможности. У нас и сейчас есть машины, которые могут печатать 4+4, но с помощью Cityline мы сможем выпускать до 64 полос формата А4 за 1 прогон. Заказы на такую продукцию уже есть. Более того, оборудование было куплено по настоянию одного из наших клиентов. В противном случае мы рисковали его потерять.

Вы собираетесь покупать башню для печати УФ-красками. Есть ли на такую услугу спрос в России?
Рынок для рулонной УФ-печати в России есть, только ее пока практически никто не предлагает. Пока газетные УФ-краски довольно дороги, но если вырастут объемы их потребления, то цены снизятся и станут не намного выше, чем на обычные газетные краски. Издатели положительно относятся к этой технологии. Цена печати, конечно, повысится, но ведь издание сможет продавать рекламу дороже, чем она продается сейчас.


ВИЗИТКА
Левик Олег Николаевич, генеральный директор типографии «Кубаньпечать»
Родился – 13 июня 1967 г.
Образование – Командно-инженерное училище
Стаж в полиграфии – с 1995 г.
Семейное положение – женат, пятеро детей
Хобби – путешествия


ВИЗИТКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Типография «Кубаньпечать» основана в 1995 г.
Штат: 340 чел.
Оборудование:
- prepress: CtP-системы Screen-8300 и Screen-6660;
- press: листовые печатные машины Heidelberg SM-102-8-P5, Heidelberg SM-74, Heidelberg M-Ofset, Adast Dominant-755, Adast Dominant-524, Adast Romayer-314 – 2 ед., ПОЛ-54-1 – 2 ед., Planeta Supervariant P44 – 2 ед., рулонные печатные машины Wifag OF 9.2, Solna Distributor D30, Coroset-560, Zirkon Forta 660, Zirkon Supra 660, Goss Community – 2 ед.
- postpress: ВШРА Muller Martini – 4 ед., ВШРА Polimat-735, линия твердого переплета Kolbus Compact - 2 ед, машина КБС BB4004, листоподборочный агрегат Brehmer ZTM 891\892, ниткошвейные агрегаты БНШ-6 - 8 ед. и Aster Headop-150, крышкоделательная машина Kolbus DA-36 – 2 ед., линии подготовки блока Sigloch NHB-3 и Kolbus RB 461, фальцевальные машины LBW Poligraph – 2 ед., Brehmer-5073 EF – 3 ед., Heidelberg KD 56-94 Topline, трехножевые резальные машины Wohlenberg 44F – 2 ед., Original Perfecta SDY-EZ, одноножевые резальные машины Adast MS-115 – 3 ед., Seypa-132 – 3 ед., позолотный пресс Kolbus DE-48, высекальный пресс TS 96-1, трафаретная машина WJ-PS-4060 – 2 ед.
Производственная площадь: 9000 м2.