"Полиграфия", №2, 2008

Три года назад типография «Полиграф-Сервис»была создана как дочернее предприятие Издательского Дома «Пронто-Центр». Основное издание, которое издательский дом выпускает – многополосная (от 56 до 228 полос) рекламно-информационная газета «Моя реклама», выходящая в 11 городах России (Брянске, Белгороде, Владимире, Воронеже, Орле, Курске, Калуге, Липецке, Смоленске, Туле, Ярославле) и г. Гомеле Республики Беларусь. Помимо группы газет «Моя реклама», ИД «Пронто-Центр» издает газеты «Магазин» суммарным еженедельным тиражом 400 000 экземпляров. Как и газета «Моя реклама», она также выходит в нескольких городах.

5-30

До организации собственной полиграфической базы, издательскому дому приходилось размещать заказы на печать своих изданий в четырех типографиях разных городов, отдельно печатать цветные и черно-белые тетради. Подобную схему работы отличали высокие расходы на логистику, большая вероятность срыва сроков выхода изданий, невозможность контролировать качество печати в производстве, большие организационные сложности. Несколько раз приходилось самим оплачивать ремонт печатных машин в типографиях, чтобы обеспечить выход своих изданий. До определенного момента подобная схема работы была жизнеспособна, но со временем выросла конкуренция на издательском рынке, а производственные мощности типографий, в которых размещались заказы, не увеличивались. Спрос на печать в цвете значительно превышал технические возможности типографий. Решить проблемы можно было только созданием собственной типографии; к этому времени общий объем размещаемых заказов на печать собственных изданий в пересчете на объем газетной бумаги приблизился к 400 тоннам в месяц.

5-31

 В 2004 г. было сложно представить, что на месте заброшенного участка в промышленной зоне Брянска с недостроенным, простоявшим 18 лет, полуразрушенным зданием может вырасти современная газетная типография, которая на сегодняшний день является одной из крупнейших в Центральном регионе России. При строительстве типографии издательскому дому пришлось решить массу проблем в связи с отсутствием коммуникаций и инфраструктуры: электричества, отопления, водопровода, связи, дорог. Менее чем за год были выполнены все проектные, строительно-монтажные работы, подведены все коммуникации, построена автономная электрическая подстанция, проложена новая дорога и даже собственная железнодорожная ветка для доставки бумаги, а также обучен персонал и установлено допечатное и печатное оборудование.

Достаточно большая площадь (720 м2 ) была отведена под склад для хранения бумаги, что понятно, учитывая месячный расход более 600 тонн. Как правило, складской запас составляет порядка 400 т для обеспечения бесперебойной работы в течение трех недель.

Достаточно серьезной проблемой для типографии явилось отсутствие в Брянске специалистов, имеющих хоть какой-то опыт работы на цветном печатном оборудовании. Первые две бригады брянских печатников прошли обучение в типографии-учебном центре поставщика оборудования – компании «Внешмальтиграф». В дальнейшем обучение персонала типографии было организовано на предприятии по собственной программе. Курс обучения рассчитан на 3 месяца, по окончании которого печатник получает IV разряд.

При выборе поставщика оборудования для типографии немаловажными явились не только качественно-стоимостные характеристики газетных печатных машин, но также сравнительная простота эксплуатации самой техники. Оборудование закупалось издательским домом в несколько этапов, что обеспечило его максимальную загрузку, постепенное укомплектование кадрами и приобретение опыта работы. Первая очередь печатной машины CityLine Express производства компании Manugraph была запущена в конце 2005 г., и уже 25 декабря вышел первый коммерческий тираж объемом 24 тыс. экземпляров. Машина в комплектации: две башни для полноцветной печати с тремя автономными рулонными зарядками, две моносекции со встроенными зарядками и фальцаппарат 2:2:2 позволяла печатать газеты объемом до 40 полос формата А3, из которых 16 полос – цветные

5-32

Очень скоро рынок рекламных услуг потребовал дальнейшего увеличения цветных полос в газетах. Если еще в 2006 г. еженедельный тираж выпускаемых изданий составлял около 400 000 экземпляров, то в 2007 г. – 800 000 экземпляров, при этом количество краскооттисков увеличилось в 2,5 раза, а объем печати цветных полос – в 6 раз. Логичным решением стала модернизация печатной машины CityLine Express, выполненная в два этапа в марте и августе 2007 г. компанией «Внешмальтиграф». В результате последней модернизации печатная машина превратилась в мощную печатную линию в следующей комплектации: шесть модулей башенного типа для цветной печати, пять автономных рулонных зарядок, две автосклейки с автоматической заменой рулонов, две моносекции со встроенными рулонными зарядками и два фальцаппарата 2:2:2. В такой конфигурации печатная линия позволяет печатать газеты с максимальным объемом тетради 64 полосы формата А3, из которых 48 – цветные. Печатная линия позволяет печатать два издания одновременно; 32-полноцвет и 32 полосы (16 цветных) или 40 -полноцвет плюс 24.

5-33

На сегодняшний день печатная линия CityLine Express типографии «Полиграф-Сервис» является крупнейшей газетной печатной линией этого модельного ряда на территории СНГ. Однако уже весной этого года компанией прогнозируется 15-процентное увеличение объемов производства при увеличении на 50 % красочности печати. Поэтому в мае 2008 г. планируется установка еще двух модулей башенного типа для полноцветной печати.

В результате получится газетный комплекс, который будет иметь в своем составе 8 модулей башенного типа, две моносекции с рулонной зарядкой и два фальцаппарата. Это будет самая большая линия CityLine на территории стран СНГ.

До января 2008 г. допечатная подготовка осуществлялась на двух устройствах CTP, позволявших выводить по 28 пластин в час. Поскольку эти машины уже не справлялись с возросшими объемами производства (типография в месяц использует более 12 000 фотополимерных пластин), было приобретено и установлено устройство CTP DotLine (Германия), позволяющее выводить до 80 пласт./ч.

Помимо группы газет «Моя реклама» и «Магазин», в типографии печатаются такие сетевые издания как «Телесемь», «Жизнь», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», а также газеты «Галерея Чижова», «Десница» и другие издания.

5-34

Процесс печати в типографии «Полиграф-Сервис» подчинен четкому графику. Предпечатная подготовка занимает около получаса, процесс непосредственно печати издания на машине CityLine Express зависит от тиражности издания и может длиться от 20 минут до пяти часов. В типографии работает 5 бригад печатников по 6 человек в каждой: старший печатник (VI разряд), помощник старшего печатника (V разряд), 3 печатника IV разряда и один - III разряда. Посменно с бригадами работает наладчик, а контроль качества осуществляется старшим печатником и мастером допечатного участка. В смену задействованы одна—две бригады, а сама смена обычно длится от восьми до десяти часов. Такую организацию производства диктуют не только количество изданий и их тираж, но и необходимость выдерживать определенные стандарты качества цветной газетной печати.

Достаточно большое внимание уделяется в типографии системе мотивации персонала. Печатники работают по сдельной системе оплаты труда. Разработана также система премирования по выполненному объему работы, качеству печати и экономии материалов. В компании активно практикуется система нематериальной мотивации труда. К примеру, еженедельно итоги работы бригад по основным качественно-количественным показателям становятся достоянием всего коллектива, подкрепляя материальную мотивацию персонала.
Типография «Полиграф-Сервис» — это крупнейшая в Центральном регионе, современная газетная типография с хорошо организованным производством, где смелые планы стали каждодневной реальностью.