"Печатное дело" № 19, 2007

Среди новинок печатной техники, впервые представленных в России на выставке «ПолиграфИнтер-2007», была названа и газетная машина Manugraph Hiline (см. «ПД» №18). В петербургской типографии «Курьер» эта уникальная для России техника уже два месяца успешно эксплуатируется –печать Петербурга вновь подтверждает серьёзность намерений в борьбе за статус полиграфической столицы России.

Фирма «Курьер» начала работу в 1990 году с доставки подписчикам газеты «Вечерний Ленинград», позже охватила своей системой доставки весь город и пригороды, далее успешно запустила новые издательские проекты в области печатных СМИ – городскую газету «Санкт-Петербургский курьер» и рекламный еженедельник «Петровский Курьер» и, наконец, 10 лет назад приобрела в собственность производственную площадку, на которой разместились не только экспедиторские службы, но и своя полиграфическая база для печати крупнотиражных газет.

6-51

Типографии «Курьер» с 1997 года имеет на вооружении машину Goss Universal 45, о которой исполнительный директор Николай Милевский отзывается очень хорошо, а с 2004 года эксплуатирует также машину Solna G150. К началу текущего года оборудование было загружено в три смены семь дней в неделю – ресурс производственных мощностей оказался задействован полностью. Поэтому появление новой единицы оборудования, позволяющей расширить возможности печати периодических изданий, оказалось неизбежным. На модернизацию типографии было выделено более 5 млн. долларов, и основная часть этого бюджета была отпущена на приобретение газетного печатного оборудования. Основными принципами при выборе машины были высокая производительность, надёжность и разумная стоимость.

6-50

Будущие покупатели имели возможность ознакомиться в шведской типографии с тем, как работает в условиях реальной типографии линия Hiline, и особенно впечатлило потенциального заказчика то, что за первый год эксплуатации не случилось ни одной поломки. Если предыдущая линейка оборудования Manugraph Cityline – это, по словам Николая Милевского, сравнимая с машиной Goss Community, то машины Hiline соответствуют по конфигурации, возможностям и скоростям уровню Goss Universal. В основе конструкции машины лежат немецкие технологии и инженерные разработки, знакомые по Uniset, в том числе двигатели главного привода призводства BаuMuller, красочный аппарат и фальцаппарат от Man Roland.

Разговор с руководителем типографии был неожиданно прерван приходом потенциальных заказчиков – представителей газетно-журнальных издательств «РИАЛ» и «Пронто-Петербург», которые очень живо интересовались теми широкими возможностями, которые открываются перед издателями в связи с появлением нового оборудования. Николай Милевский повел гостей показывать печатную машину в работе и поделился попутно первым опытом её эксплуатации.

Машину весом 160 тонн доставили паромом из Индии в Германию, потом в Финляндию, а оттуда – автотранспортом, на 22 фурах через сухопутную границу. Длина машины более 40 метров, для её установки фирма «Курьер» выкупила специальное здание – рядом с прежними корпусами. В дополнение к печатной машине было приобретено вспомогательное оборудование фирмы Gemmeller – стекеры, обвязчики, упаковщики. В новом здании установлен в линию и комплекс допечатного оборудования на базе CtP Kodak Trendsetter, приобретенный ранее у фирмы «Амос».

На разгрузку привезенного оборудования потребовалось 2 дня работы 60-тонного крана, причем части машины подавали через отверстие в крыше. Монтаж и наладка заняли два с половиной месяца, две недели индийские наладчики «гоняли» машину в тестовом режиме.

Hiline 45 – машина классической компоновки с одинарным диаметром цилиндра и одинарной шириной полотна. Благодаря наличию четырёх башен Hiline 45 для печати красочностью 4+4 и полубашни 2+2 новая машина обеспечивает до 48 полос А3 одновременно, в том числе 32 полосы в цвете. Конструктивные особенности машины (6 рольных зарядок с автосклейкой, 2 фальцаппарата, 3 центральных пульта управления, система ДУ зональной подачи краски, 4 двигателя главного привода и 3 разъёмных муфты главного вала) позволяет очень гибко использовать имеющийся ресурс, при необходимости тиражируя параллельно две газеты общей полосностью до 48 полос (8/16+32; полосность может также варьироваться с шагом в четыре страницы при печати с роля половинной ширины) или отключая временно не задействованные секции.
Наличие отдельных приводов и разъёмных муфт главного вала позволяет различным способом сочетать печатные секции для работы на один или два фальцаппарата.

Экономия времени и бумаги на приладке обеспечивается благодаря возможности предварительной настройки красочных аппаратов системой дистанционного управления зональной подачи краски ManuColor. Настойка по данным протокола CIP3, полученным с RIP CtP, что сводит к минимуму необходимость в цветокоррекции, если при подготовке макета не было допущено существенных ошибок. Система автоматически выстраивает кривые подачи краски, и печатная машина практически сразу выходит на требуемый цвет. Установки по подаче краски сохраняются в памяти машины, что позволяет не только контролировать и корректировать цвета на тираже, но также прервать при необходимости печать длинного тиража, а позже продолжить, воспроизведя без проблем требуемые цвета заливки.

В машине Hiline автоматизированы подача краски, увлажняющего раствора, сжатого воздуха, проводка полотна, склейка полотен. Машину не требуется останавливать на профилактику, подача масла и контроль состояния оборудования также происходит автоматически. При работе на один фальцаппарат для обслуживания оборудования требуется бригада в 5 человек, включая двух печатников высокой квалификации, которые могут самостоятельно управлять машиной и отвечать за качество, и по одному человеку на зарядке, приемке и регулировании подачи краски.


6-52

Машина Goss используется теперь в типографии «Курьер» для печати в первую очередь ч/б газет, на машине Solna выполняются менее оперативные, большие по объему заказы. Сегодня 48 газетных полос такой цветности одновременно – это максимальный показатель в полиграфии Петербурга. Первоочередной проблемой, которую позволила решить новая машина, была печать в один прогон многочисленных газет объемом 32 полосы А3 – таких как «МК в Питере», «Санкт-Петербургский курьер», «Мой район». Для изданий, укладывающихся такой объем, проблема оперативности печати уже практически не возникает. В тот же объем укладываются и ежедневные газеты формата А2, например «РБК daily», которая теперь будет выходить на 16 полосах – ранее печать такого формата и объема в один прогон не позволили бы возможности типографии. При равном соотношении газет второго и третьего формата это также немаловажно. В число газет, тиражируемых типографией «Курьер», входят также разные издания, как «СП ведомости», «Коммерсант» и «Спорт-экспресс», а в целом на долю типографии «Курьер» приходится около 40% выходящих в Петербурге ежедневных газет.

Введение в эксплуатацию новой газетной линии не только повышает производительность производства, но и расширяет возможности печати газет, что должно способствовать развитию индустрии печатных СМИ в Петербурге. Однако среди сотни изданий, тиражируемых фирмой «Курьер», встречаются газеты объемом до 350 и более полос. Поэтому сохраняется доля неавтоматизированных операций и остаются еще очень большие перспективы дальнейшего развития как у «Курьера», так и у других газетных типографий Петербурга. Поэтому следует ожидать, что в типографиях города уже в ближайшем будущем могут появиться еще более производительные печатные машины.

6-53  6-54