"Полиграфбизнес" №4, 2006

Газетные агрегаты компании «Manugraph» знакомы российским полиграфистам с конца 70-х годов, когда в стране начался перевод районных газет на офсетный способ печати. Сегодня, когда бизнес ставит новую задачу - перевод газет на цветную печать, она вновь решается во многом при помощи техники Мануграф, поставляемой на российский рынок компанией «Внешмальтиграф». Почему именно машины фирмы «Мануграф» оказались сегодня наиболее востребованными на нашем рынке? На этот и другие вопросы в беседе с главным редактором отвечает опытнейший специалист по индийской технике – председатель совета директоров фирмы «Внешмальтиграф» Александр Ремизов.

7-15

- Первый завод «Manugrah» заработал в 1973 году. Но тогда это была пара небольших строений. И надо отдать должное прозорливости его владельцев – семье Шах: они не стали «изобретать велосипед», а сразу пошли по пути приобретения лицензий. Первой была запущена в производство машина РО 62, затем Zircon и Coroset. Последнее лицензионное «приобретение» относится к 2000 г. Освоение каждой лицензии сопровождается закупками нового металло-обрабатывающего оборудования, в основном японского, американского, шведского производства. Последнее техническое дооснащение завода проведе-но год назад. Сделано это было для того, чтобы увеличить производственные мощности – спрос на продукцию фирмы «Мануграф» стабильно растет во всем мире. Только в прошлом году на двух заводах, на которых задействовано более трех тысяч человек, было выпущено свыше тысячи печатных секций.

В свое время «Manugraph» «нашел» наш, советский Госкомиздат, где идея закупать газетные ротационные машины в Индии тогда выглядела отчасти «экзотической». Но на деле оказалась очень плодотворной, в первую очередь, для индийской стороны: почти 90% своей продукции «Manugraph» поставлял в Советский Союз. Поэтому неудивительно, что с распадом СССР компания попала в очень сложную ситуацию, ей пришлось кардинально пересмотреть и стратегию своего дальнейшего развития, и стратегию собственного присутствия на мировом рынке. В кратчайшие сроки фирмой была создана собственная дилерская сеть, в которую вошли более двадцати представительств и агенств на всех континентах, что позволило компании «Мануграф» с честью выйти из сложившейся ситуации и занять достойное место среди ведущих производителей рулонных машин. В 2000 г. было подписано соглашение, по которому «Manugraph» начал лицензионное производство Uniset 60 для внутреннего индийского рынка и соседний стран, а «МAN Roland», в свою очередь, взял на себя мировые продажи менее производительного оборудования «Manugraph», за исключением нескольких стран, в том числе – в России и странах СНГ, где продажи ведет компания «Внешмальтиграф» ее первый официальный дилер. К слову, сохранить за нами это право продаж было решением «Manugraph».

Спрашиваете, в чем кроется секрет востребованности машин фирмы «Мануграф» на российском рынке? На мой взгляд, тому есть несколько причин, и одна из главных заключается в том, что сама компания продолжает развиваться в «унисон» нашему рынку. С середины девяностых типографиям уже потребовались агрегаты, позволявшие делать цветную обложку, в то время как внутренний блок запечатывался в одну краску. Это могли обеспечить машины «Manugraph». Сегодня превалирует тенденция к печати цветной газеты, прослеживается стремление к увеличению степени автоматизации. И опять индийская техника отвечает этим требованиям. Основной путь развития российских газетных производств наряду с дальнейшей автоматизацией заключается в увеличении скорости печати. И «Manugraph» снова готов к этому – уже выпускаются машины, позволяющие работать на больших скоростях, более оснащенные, чем CityLine Express. Речь идет о машинах HiLine и FrontLine. Что касается наиболее востребованных сегодня на нашем рынке машин CityLine Express, то они фактически производятся на конвейере и за счет этого очень привлекательны по цене. Газетные агрегаты с таким набором опций по такой стоимости на рынке никто кроме «Manugraph» предложить сегодня не может. В одной из российских типографий такая машина окупила себя уже за девять месяцев работы. Это, правда, рекорд, в среднем по стране на окупаемость уходит полтора - два года. Наконец, у отечественного рынка есть особенности, которые кардинально отличают его от рынка большинства западных стран. Россия – страна большая и относительно малонаселенная, при этом каждый регион не только имеет свои газеты, но и стремится их печатать у себя. Поэтому в городах с населением в 300-500 тысяч человек высокопроизводительные газетные машины, какие производят, к примеру, компании «МAN Roland» или «КBА», наверное, еще долго, а может быть, и никогда не будут востребованными. Потребности регионов еще долго будут удовлетворять машины одинарной ширины и одинарной развертки цилиндров.

Другое дело, что с каждым годом будут возрастать требования к степени автоматизации самих агрегатов. Ручной труд – это неизбежные потери и времени, и материалов, в частности, бумаги, на которую сегодня приходится порядка 60-70% себестоимости газеты. И здесь «Manugraph» угадал тенденцию развития нашего рынка. Если ранее выпускались машины, на которые не было возможности установить автосклейку, объективные средства контроля, регулировки, приводки, то на CityLine Express и последующих моделях это стало уже возможным. В смысле дополнительных устройств «Manugraph» впитал практически все новации: протокол для CIP3, шитье скрепкой, популярное сегодня в Европе, клеевое скрепление газеты, привод без главного вала и т. п. При этом автосклейки, которые делаются по немецкой лицензии, сейчас предлагаются двухключевые и трехключевые.

Параллельно возрастает и надежность самой техники. Надежность – основа газетного производства, срыв выпуска изданий по вине типографии – вещь недопустимая. Те же HiLine и FrontLine не просто более производительные, более автоматизированные агрегаты – они еще и более надежные.

Что же касается компании «Внешмальтиграф», то фирма работает на российском рынке с 1989 года, занимается поставками исключительно газетного оборудо-вания компании «Manugraph» и не стремится расширить свою деятельность за счет охвата каких-то иных номенклатур. Сегодня «Внешмальтиграф» - это фактически холдинг, в который входят три предприятия. Непосредственно сама компания, далее типография «ВМГ-Принт», на базе которой проводится тестирование и «обкатка» оборудования, технологий, технологических режимов и материалов, которые поставляет еще одно предприятие – «ВМГ-Трейд». Таким образом, мы сегодня предлагаем заказчикам не только оборудование, но и материалы, испытанные на этом оборудовании.

Наш стратегический путь - углубление изучения самого процесса газетной печати и предоставление больших возможностей нашим потребителям. Ради этого был задуман демонстрационный проект, который сегодня не только показывает оборудование в работе, но позволяет нам самим изучить его возможности непосредственно в производственном процессе. Сегодня это реально действующая типография в подмосковном городе Подольске, где в две неполные смены ежемесячно на машинах CityLine Express запечатывается около 500 т бумаги.

Наличие собственной типографии – одно из наших важных преимуществ на рынке. На ее базе мы в состоянии подготовить не только печатников или механиков. К нам приезжают директора типографий, которых интересуют вопросы организации производства в целом, технологи, специалисты по допечатным процессам, получающие наши рекомендации по настройкам фотовывода. В процессе подготовки машины к запуску мы обязательно проводим консультации, у нас есть профили, специально подстроенные под наши машины. При необходимости мы организуем консультации и по системам CtP.

Наша ближайшая цель – запустить в Подольске машину HiLine с высоким уровнем автоматизации: с автосклейкой, автоматической системой приводки «Мануколор», другими опциями - сейчас примерно половина запросов идет именно на технику, укомплектованную средствами автоматизации. Также мы не исключаем и развития печати с использованием горячей сушки.

Важность «обкатки» специалистов в условиях реально действующей типографии сегодня актуальна как никогда: как показывает практика, многие заказчики не готовы к эксплуатации нового оборудования. Из 22 машин, поставленных нами в прошлом году, 8-10 машин «ушли» в новые типографии, печатников для которых нам приходилось готовить буквально «с нуля». В регионах проблема кадров – одна из острейших для частных типографий и стоит «переманить» одного, двух специалистов – и перед ними могут возникнуть очень серьезные проблемы. У государственных же типографий другая проблема: зачастую наплевательское отношение к оборудованию, часто оно содержится просто в неприличном состоянии, а у работников нет никакого интереса к тому, чтобы обеспечить нормальное качество печати.

В этом плане поучительны зарубежные поездки, которые мы организовываем для наших заказчиков. Недавно состоялось посещение типографии в Швеции, где пятибашенным агрегатом с двумя фальцаппаратами управляют всего четыре человека - такое у нас в стране пока просто недостижимо. Все это необходимо демонстрировать нашим полиграфистам!

Это особенно важно в свете тенденции по переоснащению уже работающих типографий, которая начинает прослеживаться на российском рынке. Мы, в частности, наблюдаем это на примере наших старых заказчиков: кто-то из них активно дооснащается, у кого-то появляются мысли о том, чтобы поменять оборудование. Но максимальной эффективности от переоснащения можно достичь лишь при серьезной реорганизации всего производственного процесса.

Подводя итог беседы с Александром Викторовичем, хочется отметить: «Внешмальтиграф» и «Manugraph» образовали на российском рынке мощный тандем, который в последние годы очень активно «распахивает» отечественное поле цветной газетной печати. Судите сами: в 2004 году «Внешмальтиграф» поставил 11 газетных агрегатов, в 2005 году – уже 22, в нынешнем этот показатель, по данным компании, если и изменится, то только в сторону увеличения. И залог этого успеха во многом связывают с полным взаимопониманием, которое сложилось между производителем оборудования и его дилером. «С «Manugraph» я работаю двадцать лет, c 1986 года, - заметил А. Ремизов. – За эти годы у нас сложились по-настоящему семейные отношения». И развивая династии, активно привлекая к общему делу своих сыновей, две семьи – индийская Шах и российская Ремизовы сегодня активно «обустраивают» газетную Россию.