"Полиграфия" № 3, 2006

В начале апреля делегация российских полиграфистов посетила типографию Markbladet, расположенную недалеко от Гетеборга — второго по величине города Швеции. Цель визита — знакомство с оборудованием для печати газет — ротационной машиной HiLineпроизводства компании Manugraph. Газетный агрегат здесь поставлен в достаточно большой комплектации и имеет высокий уровень автоматизации.

Оборудование Manugraph эксплуати­руется по всему миру, оно установле­но более чем в сорока странах. В ли­нейку газетных машин Manugraphвходят четыре модели: CityLineExpress, HiLine, FrontLine и Uniset. Машина CityLineExpressможет пе­чатать со скоростью до 35 тыс. об./ч и, несмотря на то, что является млад­шей в линейке оборудования, пред­ставляет собой серьезный газетный агрегат, даже в стандартной конфи­гурации которого применены сред­ства автоматизации печатного про­цесса.

Скорость машины HiLine -до 45 тыс. об./ч, что позволяет вы­пускать газеты значительными ти­ражами. FrontLine работает на ско­рости до 55 тыс. об./ч, что делает ее наиболее производительной моделью в классе машин с одинарным диаметром цилиндра и одинарной рубкой. Газетный агрегат Uniset60 с двойным диаметром выпускается компанией Manugraphпо лицензии концерна MANRoland.

В Швеции газетная печать находит­ся на высоком уровне даже по евро­пейским меркам, и, соответственно, требования читателя здесь выше, чем в других странах мира. Главной целью визита российских полигра­фистов было понять, насколько хоро­шо оборудование Manugraphсправляется с задачей выпуска изданий, к которым предъявляются столь высо­кие требования. В российскую деле­гацию вошли несколько директоров типографий, потенциально заинте­ресованных в приобретении рулон­ной машины HiLine. Со шведской стороны нас любезно согласилось принять скандинавское представи­тельство компании MANRoland: в течение последних шести лет маши­ны Manugraphво многих странах мира, в том числе и в Швеции, про­даются через сеть представительств MANRoland.

7-12

Наше знакомство со шведской га­зетной индустрией началось сразу по прилету в аэропорт Стокгольма. Бес­платные газеты, распространяемые в аэропорту, имели достаточно боль­шой объем, многие из них были скреп­лены проволокой в корешке, что для России пока редкость. Газеты, кото­рые мы приобрели в Гетеборге, тоже были выполнены на высоком уров­не качества и имели объем от 32 до 64 полос. Многие из них содержали вкладки, встречались отдельные по­лосы, отпечатанные на бумаге другого цвета, все газеты были скреплены в корешке проволокой.

Утром наша делегация направилась в сторону городка Скене в типогра­фию Markbladet, что находится в про­мышленной зоне в 60 км от Гетебор­га. Сразу при входе в типографию нас удивил полный порядок, передовой дизайн помещений и ... отсутствие людей. Не то, чтобы сотрудников не было совсем, но их было как-то очень мало. В небольшой переговор­ной к нам присоединился хозяин ти­пографии г-н Хамарстром, который рассказал историю создания произ­водства.

Типография Markbladet была от­крыта в 1970 г. В 1978 г. здесь устано­вили первую газетную рулонную ма­шину GossCommunity. В середине 80-х гг. была закуплена вторая быв­шая в эксплуатации машина Goss. В 1998 г. был поставлен газетный аг­регат SolnaD30 в конфигурации: четыре секции 1+1, две секции 2+1 и фальцаппарат, позднее к этой машине добавили еще четыре секции 1+1 и один фальцаппарат.

В 2004 г. г-н Хамарстром решил полностью обновить парк газетных машин. Был проведен тендер, на котором рассматривались предложе­ния многих ведущих производителей. После тщательного анализа предпоч­тение отдали машине HiLine произ­водства Manugraph. В октябре 2005 г. машину HiLine сдали в эксплуатацию. Всего в ее составе пять секций башен­ного типа для печати 4+4 и два фальц­аппарата 2:3:2. Машина укомплекто­вана системой автоматической при­водки CloseLoopsystem, регулировкой зональной подачи краски Manucolor с возможностью приема предваритель­ных настроек с устройства СТР, систе­мой автоматической подкачки краски, системой автоматического смешения и подачи увлажняющего раствора. Оба фальцаппарата машины позволяют ис­пользовать шитье проволокой для скрепления газет в корешке. Также можно прошивать не все полотна, идущие на фальцовку, а лишь неко­торые из них. В результате получает­ся скрепленная газета, в середине которой находится нескрепленная часть, оформленная как рекламное приложение.

7-13

По словам г-на Хамарстрома, именно такая степень автоматизации сейчас востребована в Швеции. Свя­зано это не только с требованием по­вышения качества печати и уменьше­ния отходов. С учетов всех налогов шведский работодатель должен пере­числять в среднем около 4500 евро на зарплату каждого работника, поэтому уменьшение численности обслужи­вающего персонала является насущ­ной необходимостью любого произ­водства этой страны.
Включая администрацию, в типо­графии Markbladet сейчас работает всего 23 человека! Для российских ти­пографий, имеющих сопоставимые по размеру и мощности газетные агрега­ты, это совершенно невиданный по­казатель. Численность бригады пер­вой и второй смены составляет 5 че­ловек, а ночной смены 4 человека. Мы были поражены тем, что огром­ная машина длиной около 40 м и вы­сотой около 6 м, в составе которой 5 башен и 2 фальцаппарата, обслуживается печатником, помощником и двумя подсобными рабочими.

7-14

Конечно, для уменьшения числен­ности обслуживающего персонала в типографии применена полная авто­матизация приемки готовой продук­ции. Есть два стекера, автоматизиро­ванная линия по упаковке пачек, аг­регат для вложения вкладок в газету. Ручной труд на этом производстве требуется только при укладке упако­ванных пачек газет на поддон.

Г-н Хамарстром очень доволен ра­ботой газетного агрегатаHiLine. Про­дукция, которую выпускает эта ма­шина, по качеству лучше, чем газеты «среднего» газетного киоска Швеции. Образцы газет, которые мы взяли в процессе печати тиража, это под­тверждают. В конце разговора г-н Ха­марстром выразил уверенность в том, что дальнейшее развитие
типографии Markbladet будет осуществляться на базе оборудования Manugraph.