"Полиграфия" № 3, 2006
В начале апреля делегация российских полиграфистов посетила типографию Markbladet, расположенную недалеко от Гетеборга — второго по величине города Швеции. Цель визита — знакомство с оборудованием для печати газет — ротационной машиной HiLineпроизводства компании Manugraph. Газетный агрегат здесь поставлен в достаточно большой комплектации и имеет высокий уровень автоматизации.
Оборудование Manugraph эксплуатируется по всему миру, оно установлено более чем в сорока странах. В линейку газетных машин Manugraphвходят четыре модели: CityLineExpress, HiLine, FrontLine и Uniset. Машина CityLineExpressможет печатать со скоростью до 35 тыс. об./ч и, несмотря на то, что является младшей в линейке оборудования, представляет собой серьезный газетный агрегат, даже в стандартной конфигурации которого применены средства автоматизации печатного процесса.
Скорость машины HiLine -до 45 тыс. об./ч, что позволяет выпускать газеты значительными тиражами. FrontLine работает на скорости до 55 тыс. об./ч, что делает ее наиболее производительной моделью в классе машин с одинарным диаметром цилиндра и одинарной рубкой. Газетный агрегат Uniset60 с двойным диаметром выпускается компанией Manugraphпо лицензии концерна MANRoland.
В Швеции газетная печать находится на высоком уровне даже по европейским меркам, и, соответственно, требования читателя здесь выше, чем в других странах мира. Главной целью визита российских полиграфистов было понять, насколько хорошо оборудование Manugraphсправляется с задачей выпуска изданий, к которым предъявляются столь высокие требования. В российскую делегацию вошли несколько директоров типографий, потенциально заинтересованных в приобретении рулонной машины HiLine. Со шведской стороны нас любезно согласилось принять скандинавское представительство компании MANRoland: в течение последних шести лет машины Manugraphво многих странах мира, в том числе и в Швеции, продаются через сеть представительств MANRoland.
Наше знакомство со шведской газетной индустрией началось сразу по прилету в аэропорт Стокгольма. Бесплатные газеты, распространяемые в аэропорту, имели достаточно большой объем, многие из них были скреплены проволокой в корешке, что для России пока редкость. Газеты, которые мы приобрели в Гетеборге, тоже были выполнены на высоком уровне качества и имели объем от 32 до 64 полос. Многие из них содержали вкладки, встречались отдельные полосы, отпечатанные на бумаге другого цвета, все газеты были скреплены в корешке проволокой.
Утром наша делегация направилась в сторону городка Скене в типографию Markbladet, что находится в промышленной зоне в 60 км от Гетеборга. Сразу при входе в типографию нас удивил полный порядок, передовой дизайн помещений и ... отсутствие людей. Не то, чтобы сотрудников не было совсем, но их было как-то очень мало. В небольшой переговорной к нам присоединился хозяин типографии г-н Хамарстром, который рассказал историю создания производства.
Типография Markbladet была открыта в 1970 г. В 1978 г. здесь установили первую газетную рулонную машину GossCommunity. В середине 80-х гг. была закуплена вторая бывшая в эксплуатации машина Goss. В 1998 г. был поставлен газетный агрегат SolnaD30 в конфигурации: четыре секции 1+1, две секции 2+1 и фальцаппарат, позднее к этой машине добавили еще четыре секции 1+1 и один фальцаппарат.
В 2004 г. г-н Хамарстром решил полностью обновить парк газетных машин. Был проведен тендер, на котором рассматривались предложения многих ведущих производителей. После тщательного анализа предпочтение отдали машине HiLine производства Manugraph. В октябре 2005 г. машину HiLine сдали в эксплуатацию. Всего в ее составе пять секций башенного типа для печати 4+4 и два фальцаппарата 2:3:2. Машина укомплектована системой автоматической приводки CloseLoopsystem, регулировкой зональной подачи краски Manucolor с возможностью приема предварительных настроек с устройства СТР, системой автоматической подкачки краски, системой автоматического смешения и подачи увлажняющего раствора. Оба фальцаппарата машины позволяют использовать шитье проволокой для скрепления газет в корешке. Также можно прошивать не все полотна, идущие на фальцовку, а лишь некоторые из них. В результате получается скрепленная газета, в середине которой находится нескрепленная часть, оформленная как рекламное приложение.
По словам г-на Хамарстрома, именно такая степень автоматизации сейчас востребована в Швеции. Связано это не только с требованием повышения качества печати и уменьшения отходов. С учетов всех налогов шведский работодатель должен перечислять в среднем около 4500 евро на зарплату каждого работника, поэтому уменьшение численности обслуживающего персонала является насущной необходимостью любого производства этой страны.
Включая администрацию, в типографии Markbladet сейчас работает всего 23 человека! Для российских типографий, имеющих сопоставимые по размеру и мощности газетные агрегаты, это совершенно невиданный показатель. Численность бригады первой и второй смены составляет 5 человек, а ночной смены 4 человека. Мы были поражены тем, что огромная машина длиной около 40 м и высотой около 6 м, в составе которой 5 башен и 2 фальцаппарата, обслуживается печатником, помощником и двумя подсобными рабочими.
Конечно, для уменьшения численности обслуживающего персонала в типографии применена полная автоматизация приемки готовой продукции. Есть два стекера, автоматизированная линия по упаковке пачек, агрегат для вложения вкладок в газету. Ручной труд на этом производстве требуется только при укладке упакованных пачек газет на поддон.
Г-н Хамарстром очень доволен работой газетного агрегатаHiLine. Продукция, которую выпускает эта машина, по качеству лучше, чем газеты «среднего» газетного киоска Швеции. Образцы газет, которые мы взяли в процессе печати тиража, это подтверждают. В конце разговора г-н Хамарстром выразил уверенность в том, что дальнейшее развитие
типографии Markbladet будет осуществляться на базе оборудования Manugraph.