"Курсив", №4(42) август 2003

Сейчас процесс перевооружения полиграфического производства ушел в самые отдаленные уголки России. Крупные центры в основном уже имеют новое газетное оборудование, предназначенное для выпуска цветной продукции, а вот в небольших городах пока еще нет оборудования, которое могло бы выполнить такую задачу. Огромные размеры нашей страны приводят к тому, что из большого количества городов с населением 100-300 тыс. человек добраться до районного центра бывает далеко и сложно. В то время, как свои газеты нужны в каждом городе. Эта проблема особенно обострилась в последнее время в связи с увеличением количества наименований газет. Кроме того, потребители хотят видеть газету в цвете и читать там непременно свежие новости. Поэтому типографии, выпускающие районные газеты должны находится вблизи от потребителя.

Решение такой задачи накладывает жесткие требования к газетной машине. С одной стороны, она должна бать максимально недорогой, поскольку в небольшом городе список наименований газет невелик, тиражи небольшие, а потому окупить машину сложно, а с другой стороны, технологические возможности газетного агрегата должны позволять печатать самые разнообразные издания. В этой связи особую значимость приобретает правильный выбор конфигурации газетного агрегата. Этот вопрос и имеет смысл рассмотреть подробно.

Как правило, при построении газетных машин используются секции для печати "1+1", "2+1", "2+2", "4+1", "4+2", "4+4" и "3+0" (Рис 1-6). Обозначение "2+1", например, надо понимать как то, что через секцию проходит газетное полотно, на которое с одной стороны наносится 2 краски, а с другой одна краска. Различные секции помимо цифровых могут иметь и буквенные обозначения. Так, секция "1+1" иногда называется как "I", иногда как "H" или "M". Секция для печати "2+1" носит название "Y", секция "2+2" также может носит название "H". У различных производителей буквенные обозначения могут быть разными. Секции для печати "4+1", "4+2" и "4+4" имеют башенное построение и они, как правило, не имеют буквенных обозначений.

Возможно последовательное прохождение полотна бумаги через несколько секций. В таком случае количество наложенных на каждую сторону красок складывается. Прохождение бумажного полотна через секции может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Например, если поставить последовательно две секции "2+1", то в результате получится продукция красочностью "4+2". Такого же результата можно добиться в секции башенного типа для печати "4+2", которая, по сути, и состоит из поставленных друг на друга секций "2+1". При прочих равных условиях секции башенного типа предпочтительнее, поскольку пробег бумаги в них от нанесения первой краски до нанесения последней меньше, соответственно натяжение бумажного полотна в разных секциях ровнее, что позволяет повысить точность приводки. Секция для печати "3+0" имеет один печатный цилиндр, вокруг которого расположены три офсетных. Такая секция не может использоваться сама по себе и, как правило, ее устанавливают в паре с секцией "1+1", позволяя получить продукцию, красочностью "4+1". Сейчас такой вариант используется редко, поскольку применение двух секций для печати "4+1" не целесообразно, в связи с возможностью получить такую же продукцию на одной секции башенного типа "4+1".

7-3

Рис. 1

7-4

Рис. 2

7-5

Рис. 3

7-6

Рис. 4

7-7

Рис. 5

7-8

Рис. 6

Рулонные машины в большинстве случаев ориентированы на использование для своей работы роли бумаги шириной 42, 60, 84, 90, 168 см. Газетные машины для работы на рулонах шириной 42 см используются, как правило, для выпуска продукции объемом 4 полосы формата А3 или 8 полос формата А4. Для выпуска более объемных газет их применение нецелесообразно. Машины, работающие на рулонах шириной 60 см. используются также для выпуска газет объемом 4 полосы А3 или 8 полос формата А4. Машины, использующие рулоны шириной 40 и 60 см могут использоваться для выпуска и более объемных газет, однако максимальный формат их продукции - А3. Выпустить газету формата А2 невозможно.

Машины, ориентированные на использование рулона шириной 84 см. имеют на данный момент самое широкое распространение. Они позволяют выпускать продукцию форматов А2, А3, А4. С одного рулона на фальцовке получается тетрадка формата А3, состоящая из 8-ми полос (А2 - 4 полосы, А4 - 16 полос). Получение газет меньшего объема возможно на некоторых машинах, которые позволяют зарядить рулон шириной 42 см. В таком случае получится газета объемом 4 полосы формата А3. Использование рулона шириной 42 см также оправдано, если требуется получить газету объемом 12 полос А3. Для этого необходимо использовать один рулон шириной 84 см и второй 42 см. В России есть типографии, работающие по такому методу. В отличие от более маленьких машин, газетные агрегаты, использующие рулон шириной 84 см. способны изготовить газету любого формата от "Правды" до "Спорт-Экспресс". Возможный объем газеты от 8-ми полос формата А3 до 80 полос формата А3, а в этот диапазон укладываются практически все издания на территории России.

Газетные машины, использующие рулон шириной более 84 см, а особенно рулон двойной ширины - 168 см предназначены для крупных производств, где продукция изготавливается большими тиражами. Приобретение такой машины в районной типографии вряд ли оправдано.

Рулонные машины могут иметь формный цилиндр одинарного диаметра или двойного диаметра. На газетных агрегатах с двойным диаметром формного цилиндра за один оборот цилиндра изготавливаются две газеты. Как правило, машины с двойным диаметром формного цилиндра рассчитаны на крупные производства и их приобретение в районных типографиях также нецелесообразно.

Газетные машины позволяют изменять их конфигурацию, заменяя или добавляя печатные секции с целью увеличить количество красок либо объема газеты. Такая возможность весьма существенна для Российских полиграфистов. Ведь при ограниченном бюджете всегда можно закупить газетный агрегат в минимальной конфигурации, а затем дополнить его новыми секциями.

Конечно, как и всякий другой товар, предлагаемые на рынке рулонные машины отличаются по качеству изготовления. В советские времена к выбору оборудования относились весьма щепетильно, поскольку закупалось оборудование большими объемами, а потому изготовители подбирались после тщательного анализа. В типографиях России со времен СССР известны рулонные машины европейского производства, машины Рыбинского завода и Индийской фирмы Manugraph. За последнее время на рынке появилось много новых марок, прежде всего, из той же Индии, также представлены и китайские машины.

Для изготовления районных газет наиболее перспективными являются машины с шириной рулона 84 см. Они позволят выпускать как местные газеты небольшого объема, так и региональные выпуски центральных газет. Как правило, закупка машины для печати в одну или две краски сейчас никого не интересует. Такие машины остались еще со времен СССР. В большинстве случаев представляет интерес оборудование, предназначенное для выпуска газет полностью или частично напечатанных в 4 краски.

7-9

Рис. 7

Одной из интересных конфигураций газетного агрегата является сочетание секции башенного типа "4+2", секции "2+1" с горизонтальной проводкой бумаги, одного фальцаппарата и дополнительной рольной зарядки илл. №7. На иллюстрации показаны все возможные варианты проводки бумаги. Эта конфигурация не является громоздкой, а потому недорога. Такая машина позволяет изготавливать четырехкрасочные газеты объемом 8 полос А3 (4 полосы А2 или 16 полос А4), газеты объемом 16 полос А3, из которых 4 полосы (обложка и разворот) будут в 4 краски, 8 полос в 2 краски и 4 полосы в 1 краску, а также газету объемом 24 полосы А3 (12 полос А2), где половина полос будет в две краски, вторая половина в одну краску. Возможность выпускать 8-ми, 12-ти (со вторым рулоном 42 см.), 16-ти полосные и 24-х полосные газеты, невысокая стоимость такой конфигурации делает такое построение машины весьма популярной. Такие машины производства компании Manugraph ( в некоторых случаях без дополнительной рольной зарядки) были установлены во многих городах России, в том числе в Смоленске, Волгограде, Пензе, Москве. Как показывает практика, окупаются такие машины всего примерно за один год и в дальнейшем типографии идут по пути увеличения конфигурации машины. Так случилось в г. Смоленске, Волгограде, Пензе.

Последнее время, повысился интерес к выпуску газет полностью отпечатанных в 4 краски. Для такой цели наилучшим вариантом будет секция башенного типа для печати 4+4 Илл. №5. Такой вариант построения предлагается практически всеми производителями. При прочих равных условиях, наилучшие результаты достигаются в таких машинах, где пробег полотна бумаги от нанесения первой краски до нанесения последней минимален. Также полезной является возможность пропустить через секцию башенного типа 4+4 два полотна бумаги, отпечатав на каждой стороне которых по две краски, как показано на иллюстрации №6.

Крупные производители рулонных машин, как правило, могут предложить различные фальцаппараты. Они могут быть предназначены для фальцевания 2,4,6,8,10 и даже 12 полотен, позволяя изготавливать 16, 32, 48, 64, 80 и 96 полосные газеты формата А3 соответственно. Наличие третьего сгиба позволяет выпускать продукцию формата А4. Однако, как правило, для фальцовки с третьим сгибом могут использоваться только два полотна. Получаемая таким образом газета будет иметь объем 32 полосы формата А4. Существуют фальцаппараты, которые позволяют изготовить 64-х полосную газету формата А4, фальцуя 4 полотна одновременно. При планировании газетного агрегата, целесообразно сразу заказать фальцаппарат, который бы не ограничивал рост типографии в последствии. Будущим планам должна соответствовать мощность главного двигателя и компрессора машины. Их замена впоследствии может также обойтись недешево.

В одном газетном агрегате возможна установка нескольких фальцаппаратов. В таком случае его производственные возможности возрастают многократно. Становится возможным либо изготавливать несколько газет одновременно, либо работать со всех секций на один фальцаппарат, получая газету большого объема.

Рулонные машины могут иметь различную степень автоматизации. На рынке есть немало агрегатов, имеющих полностью ручное управление. Это самые недорогие машины. Количество предлагаемых машин такого типа за последнее время увеличилось. На этих машинах все делается вручную: включение красочного аппарата, включение увлажнения, включение натиска. Соответственно после пуска машины печатник и его помощники должны пройти по всем секциям и переключить все рычаги. Такое управление неизбежно ведет к увеличению отходов бумаги. Как правило, управлять машиной имеющей две и более секций башенного типа вручную затруднительно. Увеличение "макулатуры" перевесит всю экономию от покупки более дешевой машины. Таким образом, закупка машины, имеющей полностью ручное управление, может быть рекомендована при ограниченном бюджете типографии для выпуска газетной продукции, где количество четырехкрасочных полос не более восьми.

Следующей степенью автоматизации является пневматическое включение и выключение натиска, красочного и увлажняющего аппаратов. Такие машины гораздо проще в управлении и получили самое широкое распространение. Управление приводкой и подачей краски по зонам происходит непосредственно на машине, а вот запустить или остановить газетный агрегат можно с одного пульта. Отходы в этом случае в сравнении с механическим вариантом уменьшаются. По практике использования таких машин, можно сказать, что на них рентабелен выпуск газеты, где объемом полностью цветных полос (А3) не превышает 24.

В газетных машинах может использоваться управление приводкой с одного управляющего стола либо с одной сенсорной панели. Такая система особенно удобна на секциях башенного типа, ведь для того, чтобы отрегулировать приводку не нужно подниматься на второй этаж. Соответственно уменьшается время на приводку, уменьшаются отходы. Сейчас появились модели машин, где такая возможность предлагается как стандартная.

Также возможна установка системы автоматической приводки. Принцип ее действия заключается в том, что на форму наносятся специальные метки, которые отпечатываются на бумаге. На выходе устанавливается сканер, который постоянно в процессе печати считывает информацию и, в случае изменения приводки, посылает сигнал на двигатели, управляющие осевой и радиальной приводкой, которые обеспечивают соответствующее изменение. Система автоматической приводки позволяет резко снизить отходы. Она будет рентабельна на газетных машинах, имеющих в своем составе две и более секций башенного типа.

Среди опций, как правило, имеется система управления подачей краски и увлажнения. С самой минимальной конфигурации такая система позволяет изменять с центрального пульта лишь общее количество подаваемой краски и увлажнения. При больших конфигурациях газетной машины оправдано использование управляющего стола, позволяющего регулировать подачу краски по зонам на всех секциях машины. Подобно рода устройства могут также иметь различную автоматизацию, включающие встроенный денситометр, сканер для форм, управляющий компьютер который позволяет сохранять и воспроизводить все настройки. Управление подачей краски по зонам с одно пульта может быть рекомендовано для машин, выпускающих цветные газеты объемом 16 полос и более.

Наличие автосклейки в рулонных машинах, работающих на нескольких рулонах, позволяет существенно уменьшить отходы и сократить время печати, поскольку при окончании одного рулона машина не останавливается. Большинство производитлей рулонных машин могут предложить различные варианты автосклейки. Возможно комплектование, например, системой автоматического поддержания постоянного натяжения полотна бумаги. Автосклейка может быть рекомендована для машин, работающих с 3-х рулонов и более.

Существует точка зрения, согласно которой применение средств автоматизации не повышает качество печати, а лишь уменьшает отходы. С этим можно согласится только в случае небольших конфигураций газетных машин, работающих с одного или двух рулонов. На практике, при работе с двух и более рулонов, особенно при использовании секций башенного типа, регулировки приводки и подачи краски приходится делать во время печати тиража постоянно. И если требуется изменение настроек печати только на одной секции, то все равно вся машина на всех 2-х, 3-х, 4-х или более рулонах печатает брак. На трех-четырех башенной машине во время печати тиража регулировка настроек требуется практически постоянно. И если в случае, например, с автоматической приводкой проблема устраняется через несколько оттисков после ее возникновения, то в случае с ручным управлением на изменение приводки требуется около минуты. Все это время газетная машина печатает брак и с увеличение количества секций то время, когда печатается собственно качественная продукция, стремительно уменьшается. Конечно, приемщики могут аккуратно вынимать весь брак, однако при скорости машины "всего-лишь" 20000 отт. в час, что совсем немного, просмотреть и удалить весь брак практически нереально.

Выбор наиболее подходящей конфигурации рулонной машины, позволяющей производить качественную продукцию с небольшими отходами, является весьма непростым занятием. Надеемся, что Российские районные типографии смогут в ближайшее время приобрести технику, которая вывела бы полиграфию нашей страны на новый уровень